Марина Павлова
Рабочая программа воспитательного развития для группы учащихся 1 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
воспитательного развития
для группы учащихся 1 класса
Составитель: Павлова М. А.
Яхрома 2024г.
Пояснительная записка
к рабочей программе воспитательного развития 1 класса
I. Нормативно-правовая база
Тип программы : образовательная программа общеобразовательных учреждений для обучающих с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью).
Темочки:
Статус программы : рабочая программа воспитательного развития.
Назначение программы : программа обеспечивает реализацию прав на воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.
Категория обучающихся: учащиеся 1 класса МАОУ «Яхромская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»;
Сроки реализации программы : 1 год.
Программа, согласно Федеральному Закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., является нормативно-правовым документом, обязательным для выполнения в полном объеме.
Рабочая программа разработана на основании :
1. Устава муниципального автономного образовательного учреждения «Яхромская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (новая редакция от 22.03.2019, утверждена Приложением к постановлению Главы Дмитровского городского округа МО № 514-П, принята общим собранием трудового коллектива от 28.12.2018 протокол № 3);
2. Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3. Авторской программы Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селивановой, В. В. Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате» АРКТИ, 2007 год
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по – своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
II. Цели и задачи программы
Цель программы : - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи программы
• Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
• Развивать познавательные процессы и интересы личности;
• Развивать основные нравственные качества личности ребенка;
• Развивать коммуникативные отношения ребенка;
• Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
• Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
• Формировать полезные привычки;
• Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость
• Воспитывать чувство коллективизма;
• Программа составлена на основе, проводимой в школе внеклассной работы, с учетом
возрастных особенностей младших школьников.
Концептуальными положениями программы являются :
• Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся;
• Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально–ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического);
• Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований.
• Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности
Виды деятельности и формы занятий с группой и отдельными учащимися :
1. Гражданско-патриотическое воспитание
2. Духовно – нравственное воспитание
3. Эстетическое воспитание
4. Трудовое воспитание
5. Воспитание стойкой привычки к соблюдению ЗОЖ
7. Работа с родителями
Методологической основой программы являются следующие положения:
1. Образовательный уровень – начальный, индивидуальный.
2. Ориентация содержания – практическая.
3. Характер освоения – развивающий.
4. Возраст обучающихся – 8 -9 лет
5. Форма организации учебно-воспитательная.
Виды занятий применяемых в ходе реализации программы.
Теоретические занятия:
• беседы, рассказы, убеждения педагога;
• слушание;
• решение проблем;
• обсуждение прочитанной литературы.
Практические занятия:
• внеклассное чтение;
• импровизированные сценки, спектакли;
• воспитательные часы;
• участие в конкурсах, тематических неделях, организация праздников;
Экскурсии:
• посещение библиотек;
• посещение лесопарка
III.Требования к уровню социализации на конец обучаемого года
Санитарно-гигиенические навыки Личностное развитие Межличностные отношения
- Следить за чистотой тела, понимать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических норм (мыть и вытирать руки, лицо, ноги, чистить зубы, подстригать ногти на руках и ногах).
- Правильно пользоваться мочалкой, щеткой для волос.
- Самостоятельно одеваться и выбирать одежду по сезону.
- Аккуратно складывать одежду, содержать в чистоте обувь.
-Аккуратно заправлять кровать. - Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения.
- Слушать собеседника, не перебивая, задавать вопросы, пользоваться фразеологическими стереотипами.
- Ориентироваться в понятиях: «добро». «зло», «хорошо», «плохо».
- Анализировать свои и чужие поступки. - Играть в парах, группах.
- Подчинять свои интересы группам.
- Владеть общепринятыми нормами общения со старшими, взрослыми, сверстниками.
-Строить дружеские отношения.
- Обозначить и проанализировать конфликтную ситуацию.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является
• постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
• осознание норм социального поведения;
• снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
• улучшение состояния здоровья детей;
• повышение мотивации к обучению;
• соответствие уровню воспитанности.
IV. Виды и формы контроля
Наблюдение - является наиболее приемлемым методом контроля для санитарно-гигиенических навыков, так как он позволяет наглядно сделать представление об умениях и приобретённых санитарно-гигиенических навыках детьми разных возрастных групп. Этот метод позволяет также наметить конкретные планы дальнейшей индивидуальной работы с детьми.
Наблюдение, выполнение ситуативных задач, анкетирование, письменный опрос именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности детьми своих и чужих поступков и действий.
Тестовые задачи помогают педагогу контролировать умение воспитанников анализировать и классифицировать поступки.
Анкеты – опросники дополняют итоги наблюдений.
Уровень воспитанности - результаты диагностики позволяют наглядно увидеть изменения уровня воспитанности каждого обучающегося, каждого класса в целом, помогают констатировать личностный рост ребенка и определить цели и задачи воспитательного процесса в дальнейшем.
V. Литература для воспитателя
1. Авторской программы Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селивановой, В. В. Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате» АРКТИ, 2007 год.
2. Е. М. Матвеева «Справочник воспитателя (классного руководителя)» Учитель, 2013г.
3. Е. М. Матвеева «Рабочая программа воспитателя 1-4 классы» Учитель, 2013г.
4. Концепция воспитательной работы школы интерната 2024 – 2025 г. (Создание условий коррекционно-развивающего пространства для формирования социально интегрированной личности).
Сентябрь
Месячник безопасности – 26.08 – 04.10.2024
Направления работы
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь знаменательных дат 1 сентября – День знаний; 3 сентября – День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября-Международный день распространения грамотности. 14 сентября – День открытия первого многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Московской области (2009 год) Неделя безопасности дорожного движения
Развитие трудовой деятельности
Оформление школьных уголков. Беседа- «Я - дежурный». Составление графика дежурства. Занятие-практикум-«Создаём уют в нашем классе. Занятие-«Делу время-потехе час».
Личность
(нравственно
-этическое
воспитание) Занятие-практикум-«Поведение в школе». Беседа-«Кого можно назвать грамотным?» Занятие-«Что означают наши имена?». Беседа-«День работников дошкольного образования».
Отечество
(гражданско-
патриотическое
воспитание) День солидарности в борьбе с терроризмом. День окончания Второй мировой войны. Воспитательный час-«Дорогой сердцу уголок Отчизны». Рассказ о военных профессиях-«Танкист». Викторина-«Каким я вижу свой любимый город?».
Досуг
(художественно
-эстетическое
воспитание) Конкурс рисунков-«Моё лето». Изготовление поделок-«Осенние фантазии». Аппликация-«Танк». Экскурсия в осенний сад.
Здоровье
(формирование
основ
безопасности и
здорового образа
жизни)
Беседа-«Как правильно мыть руки?» Просмотр видеоматериала-«Опасные ситуации на дорогах и тротуарах.
Занятие-практикум-«Чистота-залог здоровья». Игра-викторина-«Правила дорожного движения».
Духовно-нравственное воспитание (формирование духовно-нравственной культуры) Рассказ о православии. Просмотр иллюстраций по теме. Встреча с Настоятелем Церкви Покрова, отцом Михаилом. Урок доброты-«Помоги другу». Чтение детской библии.
Семейное
Воспитание.
Работа с
родителями Вводное родительское-«Добро пожаловать в первый класс!». Индивидуальные беседы и консультации с родителями.
Рассказы детей-«Я и мои родители». Выставка рисунков-«Моя семья».
Октябрь
14.10 – 18.10.2024 – Неделя профилактики безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних.
направления 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя
О
1 октября – Международный день пожилых людей, Международный день музыки;
4 октября – День защиты животных, День запуска первого искусственного спутника Земли (1957г., День промышленности и науки Подмосковья;
5 октября – День учителя. 07 – 13 октября каникулы 8 октября -День памяти Преподобного Сергия Радонежского (1932г);
15 октября – День мецената и дарителя Подмосковья;
20 октября – День отца; 25 октября – Международный день школьных библиотек;
29 октября – День добровольца (волонтера) Подмосковья;
Развитие трудовой деятельности Практическое занятие- «Ты-хозяин в своём классе» Уборка спален. Рейд - «Каждой вещи-своё место». Уход за комнатными растениями.
Уборка школьной территории.
Личность
(нравственно
-этическое
воспитание) Беседа-«День пожилого человека». Занятие-диалог-«Права и обязанности школьника». Экскурсия в школьную библиотеку-«Книги-наше достояние». Решение проблемных ситуаций-«Что делать, когда нет желающих дежурить?». Беседа-«Внешний облик человека».
Отечество
(гражданско-
патриотическое
воспитание)
Беседа-«Подвиг подольских курсантов». Рассказ- «Кто такой меценат?». Просмотр видеоматериала о волонтёрах. Беседа-«День отца». Просмотр иллюстраций о Чёрном море.
Досуг
(художественно
-эстетическое
воспитание) Моя мастерская-«Поделки ко Дню учителя».
Чтение произведений советских писате»лей о осени. Моя мастерская-«Поделки ко Дню отца». Беседа-викторина-«Как должна выглядеть наша одежда?». Аппликация на тему-«Кораблик».
Здоровье
(формирование
основ
безопасности
и здорового
образа жизни) Беседа –диалог-«Береги здоровье смолоду». Практическое занятие-«Простудные заболевания и их профилактика». Подвижные игры-укрепление здоровья. Разучивание новых игр. Беседа-«Как ухаживать за волосами?» Спортивные эстафеты на свежем воздухе.
Духовно-нравственное воспитание (формирование духовно-нравственной культуры) Урок доброты-«Уважение к старшему поколению». Киноурок -«Сергей Радонежский». Рисование-«Ангелочек».
Игра-викторина-«Добрые поступки и дела». Рассказ о любимом животном-«Мой маленький друг».П
Семейное
воспитание.
Работа с
родителями Беседа-«Как соблюдать этикет в семье?». Индивидуальные беседы с родителями о правонарушениях несовершеннолетних. Воспитательский час-«Семья-начало всех начал». Рассказ детей о том, как они помогают своей маме» Беседа с родителями о досуге детей.
Ноябрь
11.11 -15.11.2024 – День семьи; 25.11 – 06.12.2024 – «Рубеж славы»
направления 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь
знаменательных
дат
4 ноября - День
Народного единства;
8 ноября – День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников внутренних дел России;
16 ноября – День памяти героев-панфиловцев; 18 – 24 ноября каникулы 24 ноября -День матери;
29 ноября- День юного героя;
30 ноября- День Государственного герба Российской Федерации;
Развитие трудовой деятельности Практическое занятие-«Как правильно заправлять постель?». Уборка класса, мытьё игрушек. Пересадка комнатных растений в классе. Практическое занятие-«Стирка нижнего белья».
Личность
(нравственно
-этическое
воспитание) Рассказ-«Что мы знаем о народах России?». Занятие- тренинг-«Конфликты. Как можно их решить?». Беседа-«Каким я хочу видеть своего друга?». Викторина-«Кем я хочу стать, когда вырасту?».
Отечество
(гражданско-
патриотическое
воспитание) Просмотр видеоматериала-«День народного единства». Беседа о подвиге сотрудников ОВД. Рассказ о юных героях. Просмотр видеоматериала. Воспитательный час -«Главные символы России».
Досуг
(художественно
-эстетическое
воспитание) Выставка поделок-«Природа и фантазия». Моя мастерская-«Изготовление поделок ко Дню матери». Рисование-«Нарисуй портрет мамы».
Лепка на тему-«Угощение к чаю».
Здоровье
(формирование
основ
безопасности
и здорового
образа жизни) Беседа –«Кожа человека и её здоровье». Занятие-«Предметы гигиены» Экскурсия в медицинский кабинет. Практическое занятие-«Как обработать рану?».
Духовно-нравственное воспитание (формирование духовно-нравственной культуры) Встреча с Настоятелем Церкви Покрова, отцом Михаилом. Просмотр видео -«Церкви нашего города». Урок доброты-«Оказание помощи больному». Чтение произведений о добрых поступках.
Семейное
воспитание.
Работа с
родителями
Беседа-«Права и обязанности детей в семье».
Индивидуальные беседы с родителями. Воспитательный час-«Семейные традиции». Рассказ детей о младших братьях и сёстрах.
Декабрь
направления 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Календарь знаменательных дат.
3 декабря-День неизвестного солдата. 5 декабря-День добровольца (волонтёра) в России. 9 декабря – День Героев Отечества;
12 декабря – День конституции России; 16 декабря – День рождения «Катюши» (1939 год);
С Наступающим
Новым Годом!
Развитие трудовой деятельности Акция - «Чистый класс.» Практическое занятие-«Расчисти дорожки от снега».
Воспитательный час-«Приведи свои учебники в порядок». Мастерская «Деда Мороза». Изготовление поделок и сувениров к Новому году.
Личность
(нравственно
-этическое
воспитание) Беседа-диалог -«Добро поощряй, а зло порицай». Воспитательный час-«Телефонный этикет». Познавательное занятие-«Профессия доктора». Практическое занятие-«Правила поведения в столовой».
Отечество
(гражданско-
патриотическое
воспитание) Беседа-«Неизвестный солдат». Воспитательный час-«Кто такой волонтёр?». Рассказ-«Герои Отечества». Киноурок -«С Днём рождения, Катюша».
Досуг
(художественно
-эстетическое
воспитание) Игра-«Художники»(написание портрета друга по памяти).тение Экскурсия на природу-«Зимние приметы».
Беседа –«Фейерверки и петарды» (в чём их опасность?». Праздничный концерт, посвящённый Новому году.
Здоровье
(формирование
основ
безопасности
и здорового
образа жизни)
Игра-«Я в беду-не попаду». Практическое занятие-«Чистые зубы-красивая улыбка». Воспитательный час-«Осторожно гололёд». Организация соревнований –«Зимние виды спорта».
Духовно-нравственное воспитание (формирование духовно-нравственной культуры) Урок доброты-«Зимующие птицы». Беседа-«Твори добро». Рассказ о Рождестве Христове. Просмотр иллюстраций. Рассказ о праздновании Нового года на Руси.
Семейное
воспитание.
Работа с
родителями Диалог - «Зачем человеку нужна семья?».
Беседа - «Бюджет семьи и наши запросы». Беседы, консультации с родителями. Рассказ детей о бабушке. Рисунки по теме.