Ирина Петровна Пономарева
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) начальная школа -детский сад № 2» г. Нерюнгри
Принята Утверждаю
Педагогическим советом Директор МБ ОУ С (К) НШ-ДС № 2
МБ ОУ С (К)НШ-ДС № 2 ___ Л. Г. Богданова
Протокол №
Приказ №
от
Рабочая программа
совместной деятельности педагога с детьми
средней группы № 12 (4-5 лет)
на 2019-2020 учебный год
.
Публикация «Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми средней группы» размещена в разделах
Составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУ «С (К)НШ-ДС № 2» г. Нерюнгри. Программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Срок реализации программы 2019 – 2020 учебный год.
Воспитатели:
Пономарева Ирина Петровна
Кудренко Людмила Викторовна
г. Нерюнгри 2019 г
Оглавление
I. Целевой раздел…. 3
1. Пояснительная записка…. …. ….3
1.1. Цели и задачи рабочей программы…. 4
1.2. Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательного процесса) Познавательное развитие «Региональный компонент»…. 5
1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики…. ….5
Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально – культурные и другие…. …5
1.3.1. Особенности климатических условий…. …. 5
1.3.2. Демографические условия…. ….6
1.3.3. Национально – культурные условия….…. ….6
1.4. Особенности контингента воспитанников в средней группе № 12….7
1.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности…. …. 8
1.6. Особенности осуществления образовательного процесса…. 10
1.6.1. Структура образовательного процесса…. 10
1.6.2. Организация совместной образовательной, коррекционно-развивающей деятельности…. 11
1.6.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы….…14
1.7. Организация коррекционной работы…15
1.8. Учебный план…16
1.9. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ….17
1.9. 1. Региональный компонент…. …. …17
1.10. Планируемые результаты освоения программы….17
1.11. Оценка индивидуального развития детей….18
2. Организационный раздел…19
2.1. Режим дня детей 4-5 лет (холодный период года) …. ….19
Режим дня детей 4-5 лет (теплый период года) …. ….20
2.2. Режим организованной двигательной деятельности …. 21
2.3. Планирование образовательной деятельности (сетка НОД…. 21
2.4. Учет самостоятельной деятельности…22
2.5. Система проведения закаливающих мероприятий…. 22
2.6. Планирование работы с детьми в группе…23
2.6.1. Примерное годовое планирование…. 23
3. Содержательный раздел…. 24
3.1.1. Содержание вариативной части программы….24
3.1.2. Региональный компонент…. 24
3.1.3. Культурно – досуговая деятельность…. 25
3.1.4. Взаимодействие с семьей…. 26
Перспективный план работы с родителями…. 26
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Содержание образовательного процесса в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Специальная (коррекционная)«Начальная школа - детский сад № 2» г. Нерюнгри (далее –МБОУ «С(К)НШ-ДС № 2» определяется адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования (далее – Адаптированная Программа) разрабатываемой и реализуемой самостоятельно в соответствии с ФГОС. Адаптированная Программа для детей с НОДА спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, на основе примерной программы, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, и специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных и медицинских услуг в МБОУ «С(К)НШ-ДС № 2».
Разработка Программы осуществлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. А. Медведевым 04.02.2010 г.);
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н);
Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).
Адаптированная Программа является нормативно-управленческим документом организации и согласно Закону «Об образовании в РФ» определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования) и организацию образовательной деятельности в МБОУ «С(К)НШ-ДС№2»и обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.
Адаптированная Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной, способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.
Адаптированная Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, обеспечивающая разностороннее развитие воспитанников МБОУ «С(К)НШ-ДС №2» с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Адаптированная Программа направлена на :
создание условий развития детей с ОВЗ, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Адаптированная Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности по следующим направлениям развития и образования детей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Программа является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:
• Определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов МБОУ «С (К)НШ-ДС № 2» Способствует адекватности интегративного подхода в содержании образования, взаимному «пронизыванию» различных видов предметности в разных видах и формах детской деятельности.
• Способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении.
• Обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах МБОУ «С (К)НШ-ДС №2», право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Адаптированная Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей с ОВЗ от 3 лет до прекращения образовательных отношений.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБОУ «С (К)НШ-ДС №2»
Адаптированная Программа может корректироваться в связи с изменениями:
• нормативно-правовой базы МБОУ «С (К)НШ-ДС № 2»
• образовательного запроса родителей
• видовой структуры групп.
МБОУ»С (К)НШ-ДС № 2»,создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Приоритетным направлением деятельности ОУ по реализации Адаптированной Программы является :
МБОУ «С (К)НШ-ДС № 2», имеющее в своей структуре группы компенсирующей направленности, ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, с задержкой психического развития с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических особенностей, образовательных потребностей и возможностей.
1.1. Цели и задачи деятельности :
Цель: Создание комфортной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников и обеспечивающей полноценное развитие личности с ОВЗ.
Задачи:
1. Повышать качество образовательного процесса в ДО через инновационные технологии, использование театрализованной деятельности.
2. Повышать профессиональный уровень педагогических работников направленный на освоение современными технологиями, новыми методиками обучения и воспитания, обеспечивающими реализацию ФГОС ДО с позиции приоритета театрально-игровой деятельности.
3. Обеспечить непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцирующих психоло-педагогической осведомленности родителей по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ. Усилить работу по взаимодействию со специалистами.
4. Продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима, использование здоровьесберегающих технологий.
1.2. Вариативная часть (часть, формируемая участниками образовательного процесса)
Познавательное развитие «Региональный компонент»
Региональный компонент в программе направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов САХА, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Конкретизация объёма знаний и представлений детей о крае где они живут, о природно- климатических и экологических особенностях, о народах исконно живущих в Якутии.
Приобщение детей к материальной и духовной культуре народов, населяющих Якутию, к их традициям, обычаям, расширение кругозора детей о том, что у людей могут быть разные традиции и обычаи.
формирование гордости за свое происхождение; создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве);
воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков;
формирование чувства сопричастности к своей стране.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
В основу организации образовательного процесса заложены принципы:
1. Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка.
2. Принцип от простого к сложному.
3. Принцип использования игровой деятельности, как ведущей.
4. Принцип единства коррекционных, воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
5. Эмоциональный контакт с ребенком. Эмоциональное подкрепление в совместной деятельности педагога с ребёнком обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга.
6. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность предполагает объективную целесообразность, предопределенную потребностями педагогического процесса, направленного на положительное развитие личностных качеств ребенка.
7. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их неравномерность развития
8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
9. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
10. Принцип непрерывности образования: решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
11. Принцип культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие).
1.3.1. Особенности климатических условий
При организации образовательного процесса учитываются региональные особенности климата Нерюнгринского района:
• продолжительная, холодная, снежная зима (7-7,5 месяцев, средняя температура зимой -30/-32°С.
• поздняя весна
• непродолжительное и умеренно теплое, часто дождливое лето
• преобладающее направление ветров северо-западное в зимнее время и севера - восточное в летний период, скорость ветра в среднем составляет 1,5- 2,0 метра в секунду при максимальной скорости в марте иногда достигает 8,0- 12,0 метров в секунду.
Особенности климата влияют на организацию прогулок. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часа.
В хорошие дни с температурой до -15 С, без ветра прогулки проводятся 2 раза в день, общей продолжительностью до 3-4 часа.
При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. При температуре воздуха ниже минус -20 С и скорости ветра более 15 м/с прогулка не проводится.
В дни, когда дети не бывают на свежем воздухе, используется зал двигательной активности, оборудованный физкультурными пособиями для организации максимальной двигательной активности. Широкое использование дополнительных помещений в часы, отведенные для прогулок, оказывает благоприятное влияние на повышение общего тонуса детей, их эмоциональное состояние. В зимнее время, прогулки на воздухе проводятся очень редко. Поэтому широко пропагандируем проведение родителями индивидуальных прогулок с детьми.
1.3.2. Демографические условия
Анализ социального статуса семей
Семьи воспитанников Количество детей. 12
Особенности семьи
Полные семьи 10
Неполные: 1
В разводе 1
Одинокие -
Опекуны -
Многодетные 1
Жилищные условия Имеют собственное жилье 12
Живут с родителями -
Арендуют 1
Образование Высшее 5
Незаконченное высшее 1
Среднее 6
Средне специальное. 12
Социальный состав Безработные 0
Рабочие 8
Служащие 11
Домохозяйки 1
Предприниматели 2
1.3.3. Национально – культурные условия
Этнический состав группы № 12
№ Национальность Кол-во %
1. Русские 11 92 %
2. Якуты 1 8 %
Основной контингент воспитанников проживает в условиях города.
Согласно закону об образовании №273 п. 2 с. 14 гл. 2 и в соответствии с Уставом ОУ образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Якутии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется посредством программы Г. Ефимовой, В. К. Аржаковой «Ознакомление дошкольников с Якутией». Работа по данной программе организуется в совместной деятельности воспитателя с детьми, 2 раза в месяц, согласно перспективному плану рабочей программы.
1.4. Особенности контингента воспитанников средней группе № 12
1.4.1. Анамнестические данные воспитанников
Подгруппы детей для
фронтального проведения непосредственной образовательной деятельности
А - подгруппа Б – подгруппа
Мельниченко Матвей Бухольцев Роман
Панчехин Ролан Начиненная Дайаана
Петелин Макар Подзигун Анастасия
Зубкова Елизавета Клепко Марк
ТомтосоваМилена Мезенцева Маргарита
ШувановаАнастасия Муратов Ярослав
1.5. Методическое обеспечение образовательной деятельности
Психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательных областей обеспечивается использованием следующих программ, технологий и методических пособий:
1.6. Особенности осуществления образовательного процесса
1.6.1. Структура образовательного процесса
Формы Место в режиме дня
1 Специально организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) I половина дня воспитатель
2 Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; в течение дня воспитатель
3 Специально организованная коррекционная деятельность, направленная на коррекцию нарушений: подгрупповая, индивидуальная I половина дня
специалисты
4 Совместная коррекционная деятельность, направленная на коррекцию индивидуальных нарушений:
- учёт в образовательной деятельности рекомендаций специалистов,
- реализация здоровьесберегающих технологий
- индивидуальная и подгрупповая работа по заданию учителя- логопеда,
-совместная деятельность по индивидуальной коррекционной программе.
I половина дня
II половина дня Воспитатель,
5 Самостоятельная деятельность детей; в течение дня:
6 Взаимодействие с семьями детей по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования. Ежедневно: Утренний приём, вечерний приём,
Занятия в рамках семейного клуба –один раз в квартал
Участие в выставках ДПТ по плану ОУ
Индивидуальное консультирование Воспитатель, специалисты
1.6.2. Организация совместной образовательной, коррекционно-развивающей деятельности
Содержание коррекционной работы педагога
1. Развивать физиологическое и речевое дыхание: длительный, непрерывный ротовой выдох. Вырабатывать длительную плавную воздушной струи (при вдохе ни поднимать плечи, а при выдохе не раздувать щёки). Добиваться длительного произношения на одном выдохе: звука, 2-3 слогов, 2-3 слов
2. Учить детей напрягать и расслаблять мышцы.
3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность рук: посредством пальчиковой гимнастики, лепки, пособий: нанизывания бус, шнуровки, застёжки…
4. Развивать крупную моторику: организация подвижных игр, вырабатывающих навыки ползания на четвереньках: ставя руки крест-накрест, ставя одновременно сначала левые руку и ногу, затем правые.
5. Развивать пространственные представления: упражнять по просьбе педагога выполнять действия с предметом: вверх-вниз, вперёд- назад.
6. Повышать уровень активации ЦНС: посредством упражнений : растирание ладоней друг о друга, пока они не станут теплыми. Левой ладонью растереть правую кисть, затем правой ладонью - левую кисть. Хлопнуть в ладоши, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз. Хлопки правой рукой по левой руке: от предплечья к кисти и обратно. Аналогично левой рукой.
7. Формировать межполушарное взаимодействие посредством кинесиологических упражнений.
8. Развивать саморегуляцию поведения, внимание, память, восприятие, воображение.
Формы Непосредственно
образовательная
деятельность Временные нормы Организация
Фронтальные 1. Музыкальная
образовательная
деятельность
2. Занятия физической
культурой Допустимый объём
в I половину дня
40 мин
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут
Подгруппы формируются по гибкой системе:
комплектуются с учётом интереса детей, особенностей, образовательных потребностей и возможностей воспитанников, учитываются и взаимоотношения между детьми и имеют непостоянный характер
(для плана, сетки занятий используется обозначение: группа А, группа Б). Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей (ФЭМП, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями
Групповая ИЗО, ООМ, ФЭМП, КНРР и КНПР
Индивиду-альная
коррекционная работа Направления
• коррекция речевых нарушений
• коррекция недостатков психического развития
• коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата
Длительность 20 мин Проводится специалистами: учителем-логопедом, педагогом психологом, инструктором ЛФК в соответствии с расписанием индивидуальных занятий.
Педагог осуществляет индивидуальную работу с воспитанниками во II половину дня:
• по заданию специалистов,
• по разработанной индивидуальной программе в рамках ПМП сопровождения