Ольга Кагарманова
Пути развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности.
Публикация «Пути развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии.
Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательные способности являются одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательные способности, сформированные в период дошкольного детства, являются важной движущей силой познавательного развития ребенка, что определило выбор темы итоговой работы «Пути развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса «совместная деятельность педагога и детей».
Наряду с актуальностью выбранной темы, можно выделить ряд существующих противоречий.
1. Недостаточный уровень профессиональной компетенции воспитателя по развитию познавательных способностей старших дошкольников.
2. Недостаточное использование разнообразных методов и приемов в совместной деятельности педагога и детей, препятствуют успешному развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Познавательная деятельность содействует развитию способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
Профессиональная проблема
Каковы способы развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности педагога и детей?
Задачи:
- определить содержание совместной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста (в рамках НОД и режимных моментах) по развитию познавательных способностей;
- определить интеграцию задач ОО «Познание» с задачами других образовательных областей;
- определить формы и методы работы с детьми по развитию познавательных способностей и содержание самостоятельной деятельности детей.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Механизм развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках модели организации воспитательно-образовательного процесса «совместная деятельность педагога и детей»
Компоненты моделей Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГТ
Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей
НОД Режимные моменты
Целевой компонент 1. Расширять представления детей о предметах, событиях и явлениях мира (природы и человека, выходящих за пределы непосредственного восприятия.
2. Способствовать проявлению индивидуальных познавательных интересов и потребностей.
3. Развивать умения обследовать образцы, схемы, устанавливать взаимосвязь с практическим назначением.
4. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, учить инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместной игры, занятия со стороны других людей.
5. Формировать желание активно участвовать в процессе анализа, рассматривания иллюстраций, умения видеть красоту окружающего мира, природы (весны).
Содержательный компонент НОД 1
«Весна»
Тема: «Весна идет – весне дорогу»
Интеграция: «П», «К», «С», «ЧХЛ».
НОД 2
Тема «Природа весной»
Интеграция: «П», «К», «ЧХЛ», «Б».
НОД 3
Тема: «Птицы весной»
Интеграция: «ХТ», «ЧХЛ», «С», «П».
НОД 4
Тема: «Помощь весне и лесным жителям»
Интеграция: «К», «П», «Б», «М», «С», «Ф. К» .
НОД 5
Тема: «Школа волшебства»
Интеграция: «П», «К», «М», «Б», «З».
Утро
Темы
1. «Приметы весны» (П, К)
2. «Изменения в природе» (П, К, Б)
3. «Почему это происходит весной?» (К, П, ЧХЛ)
4. «Объясни почему?» (П, К,С)
5. «Что мы можем сделать для?» (П, К,Б,С)
Прогулка
Темы
1. «К нам идут с весною солнечные дни» (С, П, Б)
2. «Гори, гори ясно»,
«Ручеек», «Жаворонки», «Горелки».
(С, К, З, Б, Ф. К.)
3. «Что появится потом?», «Для чего нужны?» (П, К,Б,С)
4. «Что изменилось?», «Почему так бывает?» (П, К,ЧХЛ).
Вечер
Темы
1. «Бывает – не бывает», «Что будет после», «Для чего нам это нужно» (П, К, Б).
2. Н. Сладков «Ранняя птичка», «Птицы весну принесли», Г. Скребицкий «Четыре желания», И. Бунин «Апрельский день», Ф. Тютчев «Весенняя гроза», А. Майков «Весна» (ЧХЛ)
3. «Птица» (ХТ)
4.«Высокая горка», «Весна пришла».
5. «Отгадай по описанию», «Что изменилось», «Почему это происходит» (С, П).
6. «Изменения в природе», «Весна пришла», «Правила поведения в природе весной» (К,П).
7. «Что появится из семечка», «Плавает – тонет», «Что для чего» (П,К,Б).
8. «Весна в природе». (П,К,ХТ).
Актуальная среда
- фотоальбом «Весна»;
- сюжетные картинки по теме;
- репродукции картин
И. Осроухов «Первая зелень», И. Левитан «Первая зелень, май», М. Рамадин «Первое цветение»;
- размещение в книжном уголке художественных произведений по теме;
- краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, салфетки;
- тематический коллаж «Весна пришла»;
- материалы для проведения опытов и экспериментов;
- схемы алгоритмов;
- мнемотаблицы «Весна».
Технологический (процессуальный) компонент Ход
НОД 1
Ход
1. Беседа.
2. Д/игра «Земля и солнце».
3. Опыты со снегом и водой
4. Решение проблемной ситуации «Что появится из семечка»
НОД 2
Ход
1. Беседа «Природа наш дом, позаботимся о нем»
2. Д/игра «Что за чем?»
3. Исследовательская деятельность «Почему появляются листья?»
4. Анализ алгоритма «Безопасное поведение на природе весной»
НОД 3
Ход
1. Мультимедийное дидактическое пособие «Птицы - перелетные, птицы - зимующие».
2. Создание рекламного плаката «Берегите птиц»
3. Игра-интервью
«Что я знаю о птицах?»
4. Рисование птиц (в сочетании разных приемов)
НОД 4
Ход
1. Проблемная ситуация
2. Работа с моделями
3. Выдвижение гипотез
4. Эксперимент
5. Решение экологических задач
НОД 5
1. Отгадывание загадок
2. Работа с символами
3. Д/игра «Бывает – не бывает»
4. Моделирование
5. Составление сказки
Формы организации
Методы и приемы
Утро
1. Беседа.
2. Дидактическая игра.
3. Чтение, обсуждение художественных произведений.
4. Отгадывание загадок, пояснения отгадки.
5. Проблемно - игровая ситуация.
Прогулка
1. Беседа.
2. Подвижные игры.
3 Экспериментирование.
4. Наблюдение.
Вечер
1. Проблемные ситуации.
2. Чтение и выдвижение гипотез по прочитанному.
3. Изготовление поделок, оригами
4. Просмотр и обсуждение мультфильмов.
5. Дидактические игры.
6. Беседа и обсуждение.
7. Проведение опытов.
8. Оформление альбома. Методы и приемы
- побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов;
- побуждение к участию и проведению опытов;
- побуждение к эспериментированию и решению проблемных ситуаций;
- побуждение к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего);
- поощрение инициативы и активности детей.
Результативный компонент Любознательный, активный: проявляет познавательный интерес в процессе совместной исследовательской деятельности, активно познает и называет свойства и качества предмета, способен к объединению предметов в видовые категории, проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, высказывает предположения, принимает заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый: испытывает положительные эмоции от участия в познавательно - исследовательской деятельности. Испытывает чувства удовлетворения от достигнутых результатов в самостоятельной деятельности.
Способный управлять своим поведением, регулирует свою познавательную деятельность, испытывает потребность в новых знаниях о мире, стремится к участию в познавательной деятельности.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту : исследует объекты с использованием поисковых действий, использует разные способы для их решения, расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности.
Имеющий первичные представления о мире и природе, интересуется отдельными объектами, фактами, находящимися за пределами непосредственного восприятия, проявляет индивидуальные предпочтения.
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Кадровые условия
Воспитатели старших групп, музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности.
2. Научно-методические условия
Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др. ; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина). – М. : Просвещение, 2011. – 303 с.
3. Материально-технические условия
1. Технические средства обучения: DVD, видеокамера, видеопроектор, фотоаппарат, компьютер, интерактивная доска, фоторамка.
2. Мультимедийное дидактическое пособие «Птицы - перелетные, птицы - зимующие».
3. Схемы алгоритмов, мнемотаблицы.
4. Материалы для проведения опытов и экспериментов;
5. Спортивное оборудование для подвижных игр.
6. Материалы и оборудование для продуктивных видов деятельности.
4. Нормативно-правовые условия
1. Приказ Министерства образования науки РФ № 665 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
Информационные условия
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М. : УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009. – 212 с.
2. Блинова, Г. М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Вместе с детьми) .
3. Веракса, Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Е. Веракса. – М. : ПЕРСЭ, 2003. – 144 с.
4. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Хрестоматия по возрастной психологии : Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк – М. : Воронеж, 2003.
5. Гризик, Т. И. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет : метод. пособие для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с.
6. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию : проектная деятельность дошкольников / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003.– № 3. – С. 20-24.
7. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. – М. : Знание, 1994. – 160 с.
8. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т. А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №3 – С. 12.
9. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, 2003.- 156 с.
10. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. – СПб., 2002. – С. 98.
11. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1996. – 285 с.
12. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : «Аркти», 2004. – 128 с.
13. Тихомирова, Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 1996. – 192 с.
14. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тугушева, А. Е. чистякова, 2007. – 205 с.
6. Организационные условия
• В совместной деятельности воспитателя с детьми организовать непосредственную образовательную деятельность в интегрированной форме с использованием экспериментально-исследовательской деятельности.
• Организовать в ходе режимных моментов рассматривание иллюстраций по теме «Весна» и дидактические игры, отгадывание загадок; продуктивную деятельность, беседы, проблемно-игровые ситуации, экспериментирование.
• Для самостоятельной деятельности детей обогатить предметно-развивающую среду посредством внесения материалов для опытно-экспериментальной деятельности по данной теме, материалов для продуктивной деятельности.
Приложение 1
Беседа о весне
Цель беседы: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны; развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи в природе; составлять опорную таблицу, заучивать стихотворение с опорой на составленную таблицу.
Демонстрационный материал: книги и иллюстрации о весне.
Дети, посмотрите в окно скажите:
- Какое наступило сейчас время года? (Весна)
- Какая за окном погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице)
Рассмотреть с детьми выставку детских работ «Воробушки».
В комнату залетают птицы и приносят детям конверт. (Сюрпризный момент)
- Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим. (Проводится словесная игра «Подскажи словечко»)
Ой, беда! Ой, беда!
Такт снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу…. (проталинки)
Самый первый день весны,
Самый - самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась (верба)
Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась….(сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ….(капель)
Сделать с детьми вывод - что это первые признаки весны. Мы можем по ним определить, что уже пришла весна.
Предложить детям встать в хоровод для проведения игры «Веснянка» :
Солнышко- солнышко, золотое донышко… (дети идут по кругу, все держатся за руки)
Побежал в лесу ручей… (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей …. (дети бегут по кругу, имитируют полет птиц)
А сугробы тают, тают…. (дети медленно приседают)
А цветочки подрастают…. (дети встают на цыпочки и все тянутся руками вверх)
Дети после окончания игры садятся на стульчики и смотрят на мольберт, который находится перед ними. (на мольберте закреплен лист ватмана)
Дети, давайте послушаем стихотворение «Март».
Отшумели все метели
И морозы не трещат
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
Дети, о каком времени говорится в этом стихотворении. Далее необходимо с помощью детей составить опорную таблицу по прочитанному стихотворению.
Дальше детям предложить попробовать с помощью таблицы рассказать стихотворение. Заучивание стихотворения.
Дети, давайте вспомним первые признаки весны. Напомнить детям о том, что первый приход весны очень чувствуют птицы, и что по их оживленному весёлому поведению мы можем заметить приход весны.
Приложение 2
Опыты.
Почему тает снег?
Цель опыта: установить зависимость изменений в природе от сезона.
Что нужно для опыта: емкости для снега.
Взрослый вносит в помещение колобки из снега, разносит их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т. д.). Через некоторое время предлагает детям принести колобки, выясняет, что произошло с ними и почему некоторых совсем не стало (в тепле снег превратился в воду).
Где снег не тает?
Цель опыта: Выявить зависимость изменений в природе от сезона.
Что нужно для опыта: Емкости с водой, снегом, льдом.
Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру емкости и расставляет их по всему участку. Через определенное время емкости рассматривают и выясняют: почему в некоторых из них снег почти не растаял (они стояли в тени, где и почему быстрее наступит весна — на полянке или в лесу (на полянке; в лесу больше тени от деревьев, снег лежит дольше).
Где будут первые проталинки?
Цель опыта: Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
Что нужно для опыта: Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.
Ранней весной взрослый вместе с детьми наполняет снегом одинаковые по размеру, но окрашенные в темные и светлые тона емкости, ставит их на солнце и наблюдает за изменениями. Дети сравнивают результаты (в темных емкостях снег тает быстрее). В яркий солнечный день взрослый предлагает детям потрогать кору березы и рябины и сравнить ощущения (кора рябины горячая, березы — прохладная). Выясняют, возле какого дерева раньше появятся проталины (вокруг деревьев с темными стволами).
Приложение 3
Стихи о весне
Весна
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна —
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов!»
Автор: М. Пожарова
Ранняя весна
Сегодня вечером над горкой
Упали с криками грачи,
И старый сад скороговоркой
Будили в сумраке ручьи.
Церковный пруд в снегу тяжелом
Всю ночь ворочался и пух,
А за соседним частоколом
Кричал не вовремя петух.
Пока весь снег в тумане таял,
Я слушал, притаясь к окну:
В тумане пес протяжно лаял
На запоздавшую луну.
Автор: С. Клычков
Апрельский день
Весело в поле весною бродить!
Весело в небе весеннем следить,
Как серебристою, нежной чредою
Тихо плывут облака над землею!
Степь ли увижу — там радует взор
Синих полей безграничный простор;
В небо взгляну ли — там солнце сияет,
Нежным теплом мне лицо пригревает,
Глубь небосвода светла и ясна.
Как хороша ты, родная весна!
Автор: И. Бунин
***
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето,
Все вокруг и любит и поет.
Автор: А. К. Толстой
«Что за вечер.» (отрывок)
Что за вечер! А ручей
Так и рвется.
Как зарей-то соловей
Раздается!
Месяц светом с высоты
Обдал нивы,
А в овраге блеск воды,
Тень да ивы.
. Так-то все весной живет!
В роще, в поле
Все трепещет и поет
Поневоле.
Автор: А. Фет
Апрель
Зазвенела капель,
Опушилась зеленой бахромкою ель,—
Берестяный рожок ладит Лель
И свирель.
Он выходит на радостный светлый лужок,
Где сквозистый снежок,
И звенит берестяный рожок
И свирель.
И звенит и лепечет капель:
Лель! Лель! Лель!
Автор: О. Беляевская
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит,
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Автор: Ф. Тютчев
Весна
Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней — царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья.
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь — и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты.
Да найдут и по оврагам!
Вон уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!
Автор: А. Майков
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Автор: Ф. Тютчев
Весна
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Автор: Е. Баратынский
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Автор: С. Есенин
Весенний дождь
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Автор: А. Фет
Приложение 4
Пословицы и поговорки для старших дошкольников о весне.
• В апреле земля преет, спеши пахать и сеять.
• Весна всё покажет.
• Весна да осень — на дню погод восемь.
• Весна красна цветами, а осень снопами.
• Вода с гор потекла — весну принесла.
• Всё в свой срок: придёт времечко, вырастет побег из семечка.
• До поры до времени не сеют семени.
• Если в апреле земля перепреет, значит вовремя май посеет.
• Жаворонки, прилетите — красно лето принесите.
• Жаворонок к теплу, а зяблица к лютой стуже.
• Каков в мае дождь, так и будет рожь.
• Март — с водой, апрель — с травой, май — с цветами.
• Май, май, да шубу не снимай.
• Май холодный — год хлебородный.
• Май холодный — не будешь голодный.
• Одна ласточка весны не делает.
• Ранний сев к позднему в амбар не ходит.
• Тепло, тепло, а не лето.
• Увидел грача — весну встречай.
Приложение 5
Загадки о весне для дошкольников
Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился.
(Подснежник)
Кормишь — живёт,
Поишь — умрёт.
(огонь)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
`Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!`
Далеко слышна свирель.
Это будит всех …
(Апрель)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?. — (Май)
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
(Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)