Фяния Рафикова
Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья.
В современной школе актуальной становится использование здорововьесберегающей технологии на занятиях в подготовительной группе.
Принципы здоровьесберегающей работы в школе :
- системный подход (взаимодействие различных специалистов всех уровней);
Публикация «Пути повышения эффективности обучения и воспитания в подготовительных классах для сохранения и укрепления здоровья» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- индивидуальный подход;
- комплексный подход;
- личностно-ориентированный подход
- гуманистический подход
На здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, необходим поиск более адаптивных форм организации воспитательно-образовательного процесса, предполагающих реализацию его обучающего, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов.
Такая система должна включать в себя:
- формирование знаний и навыков культуры здоровья и ЗОЖ;
- организацию здоровьесберегающего учебного процесса;
- оздоровление в учебное и внеурочное время.
Решая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, мы исходим из определения: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Следовательно, мы рассматриваем категорию здоровья на четырех уровнях : соматическом (физическом, психологическом, социальном и нравственном. Решение задачи, создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, осуществляется комплексно:
- в обучении (урочной деятельности) – применение профилактической,
коррекционно-развивающей работы;
- в воспитании (во внеурочной деятельности) – разработка и реализация
системы работы по ЗОЖ; в социально-психологическом аспекте –
формирование и сохранение психологического и социального здоровья;
- в медицинском аспекте – сохранение и укрепление физического здоровья.
Двигательная активность на уроке – фактор оптимизации здоровья учащихся.
Потребность в движении и повышенной двигательной активности является наиболее важной биологической особенностью организма.
Известно, что 70% детей страдает гиподинамией, последствиями которой является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваний. Двигательная активность оказывает благотворительное воздействие на растущий организм. Особо тщательно следует подходить к подбору видов работ на уроках русского языка, математики, литературного чтения, когда школьники продолжительное время находятся в статистических позах. (Приложение №1)
Работа, направленная на снятие усталости и предупреждения переутомления.
Для предупреждения утомляемости и повышения работоспособности
учеников, необходим кратковременный, но эффективный отдых органов слуха и зрения, расслабление мышц туловища и особенно спины (Приложение №2). Наиболее целесообразно проводить их в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью, если вы сумеете ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в пользе отдыха ещё К. Д. Ушинский.
Кратковременные физические упражнения и игры усиливают кровообращение. После такого короткого активного отдыха, внимание детей повышается, улучшается восприятие учебного материала, активизируется организм в целом. В физминутки хорошо включать такие виды физической активности: упражнения для снятия утомления органов зрения; для снятия утомления мышц кисти; упражнения для снятия утомления мышц туловища, особенно спины; упражнения для снятия общего утомления.