Елена Дойникова
Педагогический совет «Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
на тему
«Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников»
Цели педагогического совета:
- систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста.
Задачи:
- проанализировать состояние здоровья воспитанников за 2013 – 2015 годы,
- проанализировать удовлетворенность родителей работой детского сада по укреплению здоровья дошкольников,
Публикация «Педагогический совет „Создание условий в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья воспитанников“» размещена в разделах
- разработать систему мер по способствующих активизации работы пед. коллектива по данному направлению
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей «О здоровье Вашего ребенка»
2. Анализ состояния здоровья за 2013 - 2015 годы.
3. Тематический контроль «Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня»
4. Открытые просмотры режимных моментов и занятий по применению здоровьесберегающих технологий.
5. Изготовление пособий, атрибутов для профилактики плоскостопия у дошкольников
Повестка дня:
1. Вступительное слово заведующей.
2. Анализ состояния здоровья воспитанников за 2013 - 2015 годы, анализ заболеваемости за 3 месяца (ноябрь – декабрь – январь). Выступление старшей медсестры.
3. «Современные здоровьесберегающие технологии в совместной деятельности педагога и детей в соответствии с ФГОС ДО». Выступление старшего воспитателя. Результаты тематического контроля.
4. «Самомассаж для дошкольников». Из опыта работы воспитателя старшей группы
5. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». Выступление инструктора по физкультуре.
6. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
7. Решение педсовета.
Ход педагогического совета
1. Вступительное слово.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Во все времена здоровье детей рассматривалось как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка.
Необходимо создать специальные педагогические условия здоровьесбережения и здоровьеукрепления, основными целями которых являются:
- обеспечить поддержание, сохранение и укрепление физического здоровья;
- формировать у ребенка необходимые умения и навыки здорового образа жизни;
- научить ребенка использовать полученные знания в повседневной жизни.
В детском саду должна быть разработана система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Эта работа должна вестись в трех направлениях:
педагоги – родители – медики.
Только благодаря совместным усилиям возможен положительный результат.
2. Анализ заболеваемости. Выступление ст. медсестры
3. Здоровьесберегающие технологии (презентация)
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Так что же такое «здоровьесберегающая технология»?
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающая технология - это:
• условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, логопеда, психолога, мед. работников. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах, проводятся двигательные разминки. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятия с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после вынужденной статической позы, умственной нагрузки.
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, физкультминутки и другие в зависимости от вида занятия.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют развитию внимания, памяти, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
(видео «Физкультминутки», гр № 4, № 10)
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал (бабочки на палочках, волшебная палочка, наклейки на окнах, подвески, тренажеры для глаз, показ педагога.
(видео «Гимнастика для глаз» гр № 7)
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми проводит логопед.
Подвижные и спортивные игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, развивают познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком жизненного опыта. Подвижные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
(видео «Подвижная игра» гр № 3)
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
(видео «Гимнастика после сна» гр № 6)
Для профилактических целей можно использовать ребристую дорожку. Дети с удовольствием ходят по ней после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
(видео «Дорожка здоровья» гр № 1)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Утренняя гимнастика желанна для детей, они идут на неё с радостью. Присутствие музыкального сопровождения, внесение картинок и атрибутов положительно влияют как на настроение детей, так и на усвоение общеразвивающих упражнений. Внесение новшеств, объяснение какую пользу оказывают общеразвивающие упражнения, способствует правильности их выполнения.
(видео «Утренняя гимнастика» гр № 2)
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные, оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Прогулка – одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни. Влияние свежего воздуха, солнце, двигательная активность детей – все дает положительный результат. Для того, чтобы прогулка давала эффект, должна меняться последовательность видов деятельности детей в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. В холодное время и после занятий, на которых дети больше сидели, прогулку можно начать с пробежки, с подвижной игры, в теплое время и после физкультурного, музыкального занятия прогулку лучше начать с наблюдения, спокойных игр.
(видео «Прогулка гр № 8)
Экспресс – опрос педагогов «Вопросы – ответы»
(На карточках подготовлены вопросы, педагоги по очереди отвечают на них)
(См Приложение 3)
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использовать в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Использовать музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включать спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросить их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
4. Результаты тематического контроля.
5. «Самомассаж». Из опыта работы воспитателя старшей группы
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
6. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки». Выступление инструктора по физ – ре
(видео «Профилактика плоскостопия»)
- В какие режимные моменты можно включить упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки?
7. Презентация пособий и атрибутов по профилактике плоскостопия.
8. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
- Результаты анкетирования родителей.
- Формы взаимодействия с семьями воспитанников.
• Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе. Рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Обратить внимание на сменяемость информации (1 раз в месяц)
• Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ (консультации, памятки, санбюллетени и др);
• Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, Дни открытых дверей, Недели здоровья и др.);
• Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения, родительские собрания.
Решение педсовета.
1. Создать творческую группу по разработке Программы Здоровья ДОУ.
Срк: март – май 2016
Ответственные: ст. воспитатель
2. Запланировать и провести родительские собрания на тему сохранения здоровья во всех группах.
Срок: март 2016
Ответственные: воспитатели
3. Подобрать материал и составить картотеку гимнастики для глаз в каждой возрастной группе
Срок: март – апрель 2016
Ответственные: воспитатели
4. Ежедневно включать в работу по оздоровлению самомассаж, гимнастику для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Срок: постоянно
Ответственные: воспитатели
Приложение 1
Десять золотых правил здоровьесбережения:
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добра!
Приложение 2
Анкета для родителей.
1. Часто ли болеет ваш ребенок? (подчеркните)
Да Нет
2. Какова причина болезней вашего ребенка, по вашему мнению?
А) Недостаточное физическое воспитание в семье;
Б) Недостаточное физическое воспитание в детском саду;
В) Наследственность, предрасположенность;
Г) Другое ___
3. Посещает ли ребенок спортивные секции?
Какие? ___
4. На что необходимо обратить особое внимание в семье, в детском саду?
А) Соблюдение режима дня;
Б) Рациональное и калорийное питание;
В) Полноценный сон;
Г) Достаточное пребывание на свежем воздухе;
Д) Здоровая гигиеническая среда;
Ж) Закаливающие мероприятия;
З) Благоприятная психологическая обстановка;
И) Занятия физкультурой и спортом;
К) Другое.
5. Какие закаливающие мероприятия наиболее приемлемы для Вашего ребенка?
А) Облегченная одежда во время прогулки, в группе;
Б) Обливание ног холодной водой контрастной температуры;
В) Хождение босиком;
Г) Прогулки в любую погоду;
Д) Ежедневное полоскание горла водой комнатной температуры;
Е) Систематические проветривания;
Ж) Прием кислородного коктейля;
З) Другое.
6. Знаете ли Вы как укреплять здоровье Вашего ребенка? (подчеркните)
Да Нет Частично
7. Нужна ли Вам помощь детского сада? (подчеркните)
Да Нет Частично
В чем?.
8. Достаточно ли внимания уделяет детский сад вопросу оздоровления детей?
Да Нет Частично
9. Ваши предложения по физическому воспитанию и оздоровлению детей
___
___
10. Какую помощь вы могли бы оказать детскому саду в вопросе укрепления здоровья детей?
___
___
___
Приложение 3
Вопросы для обсуждения.
1. Почему при отборе игры необходимо учитывать место её проведения.
(Охрана здоровья и жизни ребенка).
2. Как должны размещаться дети на площадке в момент объяснения игры. Графически изобразить расположение детей в начале игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди». (Объяснение ведется в игровом положении, т. е. дети стоят там, откуда начнутся игровые действия: в играх с перебежками - на краю площадки, в играх с построением в круг – в кругу).
3. Почему нельзя начинать объяснение с игры с распределения ролей.
(Падает внимание детей к моменту объяснения.)
4. В выборе водящего что используем. .
(Считалки, награда за что – то, сделал ребенок хорошее.)
5. Определить последовательность руководства подвижной игрой:
Подготовка к игре, сбор детей на игру, приемы создания интереса к игре, объяснение распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итогов.
6. Как строятся объяснения игры в зависимости от возраста.
(В младшей группе объяснения поэтапно в ходе игры, в старшей – перед началом игровых действий.)
7. Во время игры педагог должен следить за …
(За соблюдением правил игры, за выполнением движений, за самочувствием детей, подавать сигналы – словесные, звуковые, зрительные.)
8. Каково участие воспитателя в игре.
(В первой младшей группе непосредственное участие воспитателя, чаще всего исполняющего главную роль. Во 2 младшей группе в знакомых играх исполнение главных ролей поручается детям. В средней и старшей группах руководство игрой опосредованное, но иногда воспитатель непосредственно участвует в игре.)
9. В чем назначение физкультминуток.
(Обеспечить активный отдых детей на занятии.)
10. Через сколько времени наступает утомление детей на занятии. Каковы внешние признаки утомления.
(Через 8 - 15 минут занятия. Дети отвлекаются, шумят.)
11. В какой форме проводятся физкультминутки.
(Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, дидактические игры с движением, танцевальные движения