Анастасия Кудинова
Пути формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становление орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой есть суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребенка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
Публикация «Пути формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников» размещена в разделах
По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребенок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развернуты.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребенку: «Ты всегда моешь руки перед едой? Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?» таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труд по самообслуживанию. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. То есть происходит укрепление единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. при этом ребенок переносит отношения к себе на отношения к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Дошкольник 3-х лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным
является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы быть красивым». Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная часть культуры поведения. Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля над качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах. Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он, сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащих вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль над ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.