Рыжкова Олеся
Конспект НОД «Путешествие в зимний лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Путешествие в зимний лес» в старшей группе
«Путешествие в зимний лес»
Цель: Расширение словаря по теме «Животные в зимнем лесу». Формирование грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления о зиме;
- закреплять знания о животных леса;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- учить употреблять в речи существительные в дательном падеже;
- формировать навык словообразования;
- обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в зимний лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в плоскостном моделирования и в построении схем.
Развивающие:
- развивать сенсорные способности;
- совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи при разгадывании загадок;
- вызвать интерес к дидактическим играм на развитие речи;
- активизировать внимание и память;
- развивать логическое мышление;
Воспитательные:
- формировать интерес к окружающему миру;
- воспитывать любовь к родной природе, к лесным животным, культуру поведения и общения.
Предварительная работа.
Чтение рассказов о животных И. Соколова – Микитова, Н. Сладкова, К. Ушинского и беседы по прочитанному; рассматривание иллюстраций в альбоме «Прогулки по лесу» и сюжетных картин по теме «Дикие животные»; лексико-грамматические игры «Чей? Чья? Чьё?», «У кого кто?»; настольно-печатная игра «Взрослые и детки»; игры с счетными палочками; дидактические игры с мячом по теме.
Оборудование: Картины (слайды) с изображением зимнего леса и диких животных; снежинки, на которых написаны загадки о лесных животных; карточки с заданиями, карта с изображением животных, прищепки с изображением продуктов; песочный стол; счётные палочки, вата, фигурки животных, мяч.
1 слайд. «Детский сад»
Вводная часть.
Дети входят в зал.
Воспитатель: Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Пожелаем всем: - Доброе утро!
Воспитатель: – Какое время года? ( Дети: зима)
- Чем зима отличается от других времён года? ( Одевают теплую одежду: шубы, пальто, сапоги, шапки, варежки; идет снег, холодно)
- Что происходит с водоёмами? (Водоёмы замерзают, покрываются льдом)
- Что происходит с растениями? (Растения как бы засыпают)
- Как ведут себя птицы? (Птицы перебираются ближе к жилью людей)
-А как ведут себя животные в зимнем лесу? (Животные в зимнем лесу укрываются в норках, дуплах, меняют шубку)
Воспитатель: Ребята, я хочу с вами отправиться в путешествие по зимнему лесу. Вы готовы отправиться со мной в путь? Закройте глаза и выполняйте то, что я буду говорить. Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись (волшебный звук, в зимнем лесу очутись!
Основная часть.
2 слайд. Изображение леса.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Посмотрите, как красиво в зимнем лесу (звук вьюги).
«Дорогие гости!
Перед вами зимний лес.
Много он таит чудес!
Здесь, ребята, не шумите
И негромко говорите.
Чтобы вам было интересно, мы приготовили для вас задания.
Чтобы дальше вам шагать,
Загадки надо отгадать».
1 задание.
Воспитатель: Поможете их отгадать? (Да)
Кто пчелиный любит мед? Лапу кто зимой сосет? (Медведь)
Тяжелы рога по весу, ходит важно он по лесу. Он - хозяин, а не гость – хмурый и сердитый… (лось)
Всех зверей она хитрей, шуба рыжая на ней. (Лиса)
Это что за шалунишка? Рвет с еловой ветки шишку. Семена в ней выгрызает, шелуху на снег бросает? (Белка)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врага спасают ноги, а от голода кора. (Заяц)
Кто в лесу голодный рыщет, под кустом зайчишку ищет? (Волк)
Ты рукой его не трогай, а иди своей дорогой. У нег кругом иголки, и иголки эти колки. (Ёж)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто оставил нам эти загадки? ( Дети: дикие животные)
3 слайд. «Животные в лесу»
2 задание от белки. «Найди мой дом и назови, кто где живет?»
Воспитатель: Посмотрите на этих животных, все они живут в лесу! Скажите пожалуйста, если они живут в лесу, как мы их назовём? ( Дети: дикие или домашние). У каждого есть свой дом. Назовите, кто и в каком доме живет. Таня, где живет белка? ( Таня: белка живёт в дупле, Алиса: лиса - в норе, медведь - в берлоге, волк - в логове, заяц - в ямке, под кустиком, ёж - в норке, а лось - среди деревьев. А всех ли животных можно увидеть в зимнем лесу? ( Дети: нет, медведь и еж зимой спят)
Пальчиковая гимнастика «Медведь в берлоге».
«Медведь в берлоге крепко спит (руки сложены лодочкой под щечкой)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук (загибаем поочерёдно пальцы)
Только заиньке не спится (указательный и средний пальцы подняты вверх – ушки, мизинец, безымянный и большой соединяются вместе – голова)
Убегает от лисицы (руку с фигурой «зайчик» опускаем вниз и «убегаем» указательным и средним пальцами)
Мелькает он среди кустов,
Напетлял - и был таков! (разводим руки в стороны)
3 задание от лисы. «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова»
Дидактическая игра с мячом «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова»
Голова белки – беличья голова.
Голова зайца – заячья голова.
Голова медведя – медвежья голова.
Голова лисы – лисья голова и т. д.
То же со словами: хвост, лапа, ухо.
Воспитатель:
4 слайд. «Лось»
4 задание. «Лось».
Воспитатель: Это лось. Ему ночью не спалось. Посмотрите, зимой в лесу много снега. Как животные по нему передвигаются?
Динамическая пауза. «Кто идёт и бежит?»
«Вот идет по снегу лось. Ему ночью не спалось (идут, высоко поднимая ноги)
Заяц пробежал вот так – не поймать его никак (прыгают как зайчики)
Вот лиса бежит за ним, машет хвостиком своим (рука за спиной делает волнообразные движения)
По сугробам волк бежит, он от холода дрожит («дрожат» всем телом).
5 задание. «Кто оставил этот след? Ну-ка, дай скорей ответ»
Работа на песочном столе.
Воспитатель: Когда мы ходим, то оставляем свои отпечатки следов. А я предлагаю вам сделать отпечатки следов животных. Подойдите к столу с песком, выберите одну карточку с изображением животного и его следов и сделайте отпечаток следа, как на картинке. (Дети тройками подходят к столу) Назовите, чей это след. ( Дети: у меня заячий след, волчий и т. д.)
6 задание. «Волк» «Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
Воспитатель: Зима - трудное время для животных. Им становится сложно добывать себе пищу? Давайте угостим гостеприимных обитателей леса.
Дидактическая игра «Кто что любит?» (игра с прищепками) Дети по одному берут прищепку с изображением животного и прикрепляют к картинке с угощением, которое ему подходит и объясняют, почему (курочку - лисе, потому что она - хищник; морковку зайцу, потому что это травоядное животное, шишку белочке и т. д.)
Воспитатель: Наше путешествие по зимнему лесу закончилось и нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрывайте глаза и повторяйте. Один раз хлопни, два раза топни, вокруг себя повернись, в детский сад возвратись!
5 слайд. «Детский сад»
Заключительная часть.
Вот мы и вернулись назад в детский сад. Животные остались в своём родном доме – в лесу.
6 слайд. «Поваленные деревья»
Воспитатель: В народе говорится: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади». Давайте «посадим» новые деревья. Сделаем их из счетных палочек. (Дети подходят к столам с счётными палочками и собирают деревья). У нас сейчас зима, давайте украсим наш лес снегом. (Дети украшают деревья и землю вокруг, отщипывая маленькие кусочки ваты)
Какой красивый лес у каждого получился! Давайте поселим в нём животных. (Дети расставляют фигурки животных)
Рефлексия
Где мы с вами побывали? (в лесу). Кого вы там встретили? (диких животных). Что интересного вы увидели в лесу? (следы животных, их жилища). Что произошло в лесу? (поломались деревья от сильного снегопада и ветра). Чем вы помогли лесу и его обитателям? (посадили новые деревья)