Елена Казинцева
Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в сказку» с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 301 Красноармейского района Волгограда»
НОД по ФЭМП
(с блоками Дьенеша)
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие в сказку».
Составила:
Казинцева Елена Анатольевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Волгоград, 2022 г.
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, об основных признаках предметов: цвет, форма, величина.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Путешествие в сказку“ с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя понятия «вправо», «влево», «на», «под»;
- закрепить понятия «широкий», «узкий»; основные признаки предметов: цвет, форма, величина; навыки счета в пределах 4, познакомить с цифрой 5; уметь соотносить цифры с количеством предметов,
- продолжать учить "читать" карточки-символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры;
- способствовать развитию речи: учить комментировать свои действия;
- развивать умение действовать в коллективе и проводить взаимопроверку;
- развивать творческие способности, воображение, логическое мышление;
- воспитывать любознательность, интерес к путешествию;
- воспитывать усидчивость, стремление к достижению поставленной цели.
Предварительная работа с детьми: решение логических и конструктивных задач с использованием блоков Дьенеша.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, слуховой.
Оборудование и материалы: «заплатки» в виде геометрических фигур, «ковер – самолет», дорожки (широкая, узкая, макеты деревьев (ель, береза, карточки с цифрами, картинки снегирей, индивидуальные схемы, блоки Дьенеша, игрушка Зайца, конверты с картинками, снежинки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят в группу вместе с воспитателем.
Игра – приветствие «Поздороваемся».
Друг к другу лицом повернулись,
Улыбнулись.
Руку правую подали,
А потом ее пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли,
И поклонились,
И немного покружились.
Все готовы заниматься?
Дети: Очень будем мы стараться!
Воспитатель: - А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями:
«Здравствуйте!»
- Ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей).
Я предлагаю вам сегодня отправиться в сказку. А попадём мы в неё на волшебном «ковре-самолёте».
(Педагог разворачивает ковёр, а там дырки в виде геометрических фигур).
- Ой, ребята, его прогрызли мыши. Помогите починить ковёр.
Игра «Найди заплатку».
(На подносе лежат геометрические фигуры разные по размеру. Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для ремонта ковра.)
- Сейчас назовите те фигурки, которые вам понадобились. (Ответы детей).
- Саша, какую фигуру ты положил? (Ответы детей).
- Настя, почему ты положила треугольник? (Ответы детей).
- Какой по цвету круг? (Ответы детей).
- Теперь становитесь на «ковёр-самолёт», держитесь крепко. Мы отправляемся в путешествие.
«Путешествие в сказку».
Наш ковё р по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Вот подсказка.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку Красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите имя её.
(Красная Шапочка).
Воспитатель: - В какую сказку вы попали? (Ответы детей).
- Ребята, нам нужно проводить Красную Шапочку к домику бабушки.
- Поможем девочке? (Ответы детей).
Тогда отправляемся в путь. Но нам нужно решить, по какой дорожке идти. Перед нами две дорожки.
- Какая дорожка находится слева? (Ответы детей).
- А какая справа? (Ответы детей).
- Ребята, по какой дорожке хотелось бы пойти вам? (Ответы детей).
(Дети идут по выбранной дорожке.)
Игра «Что мы видим на лесной полянке»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как красиво на лесной полянке.
- Что вы видите? (Ответы детей).
- Чем отличается ель от берёзы? (У ели-иголочки, а у берёзки-листочки).
- А вы знаете, как по-другому называют иголочки? (Хвоя).
- Значит эти деревья, какие? (Хвойные).
- А березка, какое дерево? (Лиственное).
Посчитайте, сколько елей на лесной полянке. (Один ребё нок считает вслух: одна ёлочка, две ёлочки и т. д.).
- Ребята, найдите и поставьте на доске цифру, которая соответствует количеству елей. (Ребёнок выставляет на доске цифру).
- А сколько берёзок? (Ответы детей).
(Ребёнок находит и выставляет цифру).
- Как назвать одним словом ели и берёзку? (Ответы детей).
- Давайте посчитаем, сколько всего деревьев на лесной полянке? (Один ребё нок считает: одно дерево, два дерева и т. д.)
На лесной полянке выросло пять деревьев.
- Как вы это узнали? (Мы к 4 ёлочкам добавили 1 берёзку).
Знакомство с цифрой 5
Очень любит танцевать
На бумаге цифра «пять».
Вправо руку протянула
Влево ножку повернула!
(Дети вместе с воспитателем рисуют цифру 5 в воздухе).
Воспитатель: - Кого вы ещё видите в лесу? (Ответы детей).
- Где они сидят? (На ели, под берёзой).
- Сколько снегирей сидит на ели? (Ответы детей).
- Сколько снегирей сидит под берёзой? (Ответы детей).
- Давайте посчитаем, сколько всего снегирей? (Дети находят и ставят на доску цифру, соответствующую количеству снегирей).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз - подбросим, два – поймаем,
Три уроним и сломаем.
(Играют в снежки).
Игра: «Укрась ёлочку».
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, какая красивая ёлочка нас встречает.
Эта ёлочка не простая, она волшебная.
- Что у неё на макушке? (Цифра 5).
- Шары тоже не простые, а волшебные. На них написаны цифры.
(Дети вместе с воспитателем вешают на ёлочку шары с недостающими цифрами, тем самым знакомясь с составом числа 5).
- Как вы думаете, как ещё можно получить число 5? (Ответы детей).
(Дети повторяют способы получения числа 5).
Игра: «Найди дорожку к бабушке». (С блоками Дьенеша).
Воспитатель: - Ребята, кого в лесу боится Красная шапочка? (Волка).
Волка все в лесу боятся,
Очень любит он кусаться.
Давайте поможем Красной Шапочке быстрее добраться к домику бабушки.
(Работа за столами).
Перед каждым из вас лежат схемы. С помощью карточки вам нужно найти фигуру, которая вас и приведёт к домику бабушки.
(Во время игры воспитатель задаёт вопросы).
- Почему ты выбрал эту фигуру? (Ответы детей).
- Какую фигуру ты ищешь?
- Почему ты выбрал эту дорожку?
- Какие вы молодцы! Как у вас всё здорово получилось.
- Ребята посмотрите, за лесочком показался домик бабушки. Поспешим к нему скорей.
(По дороге к домику бабушки ребята находят под ёлкой зайку).
- Ребята, кажется, кто-то спрятался под ёлочкой
- Кто же это? (Зайчик)
- Да он весь дрожит, толи от страха, толи от холода.
- Давайте поможем зайке согреться?
Физкультминутка.
Скок – поскок, скок – поскок
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайке холодно сидеть
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз
На носочках потянись.
Лапки ставим на бочок
И в припрыжку скок – поскок.
А потом в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Игра: «Весёлые задачки».
А вот и домик бабушки.
- Ребята, посмотрите, в окошке какой-то конверт.
Давайте посмотрим, что в нём?
Это весёлые задачки. Их вам приготовила бабушка.
(Сидя на модулях, дети играют в игру).
- Ребята, я вам буду задавать вопросы, а ответ на них вы будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное – говорить в этой игре нельзя.
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько пальцев на правой руке? (5)
- Сколько носов у двух кошек? (2)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Молодцы! Вы все прекрасно справились с этим заданием!
А теперь нашим глазкам надо отдохнуть.
Гимнастика для глаз.
Мы снежинки увидали
Со снежинками играли.
Снежинки право полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз
Всё! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Игра: «Логические задачи».
Ребята, а сейчас мы немного усложним задание.
(Дети смотрят на картинку, слушают задание и показывают карточку).
- Сколько детей смогут надеть шесть кроссовок? (3)
Бабушка связала четыре рукавички.
- Сколько внучат смогут их надеть? (2)
(Бабушка благодарит детей).
Итог занятия:
- Ребята, в какой сказке мы сегодня побывали? (Ответы детей).
- С какой цифрой познакомились?
- Что было самым интересным?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
На этом наше путешествие в сказку заканчивается. И нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети становятся на «ковёр-самолёт»).
Наш ковёр по небу мчится
Словно сказочная птица.
И несёт он нас домой
В детский сад наш дорогой!
(Дети прощаются с гостями).
До свидания!