Ирина Воеводина
Конспект занятия «Путешествие в математический город»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать элементарные математические представления через подвижные игры и упражнения; представления о профессиональной деятельности взрослых у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Познавательное развитие:
Совершенствовать счетные умения детей, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков, знакомить с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в математический город“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Закрепить умения детей различать и называть все цвета спектра; развивать способность различать и называть геометрические фигуры, осваивать способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; умения выделять сходство и отличие между группами предметов, сравнивать предметы по 3 – 5 признакам, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; совершенствовать приемы сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений.
Социально-коммуникативное развитие:
Обогащать представления детей о труде взрослых, знакомить детей дошкольного возраста с разными видами производительного (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля) труда.
Создать условия для приобретения опыта использования разнообразных конструктивных способов общения и взаимодействия с детьми и взрослыми (договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве).
Речевое развитие:
Обогащать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда. Закреплять у детей умение обобщать предметы: объединять их в группы по существенным признакам.
Создать условия для приобретения опыта участия в ситуациях речевого общения, высказывать предположения, следовать правилам речевого этикета; понимания и использования в речи слов, обозначающих названия профессий; участия в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа.
Художественно-эстетическое развитие:
Расширять представления детей о творческих профессиях, их значении, особенностях: художник.
Учить детей выделять основные части и характерные детали конструкций; анализировать сделанные постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки. Учить детей строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжает развивать у детей умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Физическое развитие:
Совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать психофизические качества, обогащать двигательный опыт детей разнообразными физическими упражнениями, поддерживать детскую инициативу. Закреплять умение осуществлять самоконтроль и оценку качества выполнения упражнений другими детьми; поощрять осознанное выполнение упражнений и соблюдение правил в подвижных играх.
Предварительная работа: подвижные игры и упражнения с математическим содержанием. Беседы с детьми о профессиях родителей; рассматривание картин и иллюстраций на тему «Профессии»; чтение художественной литературы по теме, экскурсии на предприятия города.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная доска для демонстрации слайдов Презентации в Power Point
Напольные пазлы «Цифры»
Мягкие модули-конструкторы, схема для конструирования вагона, атрибуты для сюжетных игр «Поезд», «Библиотека», «Пиццерия», «Мастерская художника», «Архитектурное бюро».
Наборы «Учусь считать», листы бумаги в форме круга на каждого ребенка.
Шаблоны – силуэт головы с полосками, математический кубик с гранями-цифрами, ножницы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Добрый день, добрый час!
Очень рада видеть вас.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Возможные ответы детей: да, любим путешествовать) Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательное и познавательное путешествие в математический Город, где живут представители разных профессий.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, на чем можно путешествовать? (Возможные ответы детей: автомобиль, самолет, поезд, автобус). Правильно, ребята. У нас город, где расположен крупный железнодорожный узел. Вы согласны отправиться в путешествие на поезде. Тогда отправляемся на вокзал.
Воспитатель: Ребята, впереди у нас мост, но необычный, а математический из цифр. Необходимо прыжками перебраться по мосту с цифры на цифру.
Дети передвигаются «по мосту»- напольные пазлы прыжками с цифры на цифру по порядку.
Слайд – железнодорожный вокзал Рузаевка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, электровоз стоит на железнодорожном пути, только что-то не хватает. (Возможные ответы детей: нет вагонов). А мы с вами можем как-то исправить это. (дети предлагают варианты, из чего можно «сделать» вагоны). Ребята, правильно, у нас есть модули и схемы для изготовления вагонов к нашему электровозу.
Дети конструируют вагоны из мягких модулей, используя схему постройки.
Воспитатель: Наш поезд готов, но кто будет управлять нашим поездом, как называется эта профессия? (Возможные ответы детей: машинист). Машинист занимает место в своей кабине, а мы занимаем места в вагонах, отправляемся в путешествие.
Дети вместе с воспитателем «едут» на поезде. Звучит музыка.
Слайд - изображение города с разноцветными домами.
Воспитатель: Вот мы с вами и приехали в математический Город. Посмотрите, как красиво! Вам нравится? Чем отличаются дома в городе? (Возможные ответы детей: отличаются дома цветом) Предлагаю зайти в один из домов.
Слайд - изображение библиотеки
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь интересно. Куда же мы попали? Как вы думаете, что это за место? (Возможные ответы детей: Это библиотека, там хранятся книги). А вы знаете, ребята, кто работает в библиотеке и чем он занимается? (Возможные ответы детей: Библиотекарь выдает книги читателям)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нас встречает библиотекарь. Давайте познакомимся с ним.
Ребенок-библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Я – библиотекарь, я не только выдаю книги, но еще оказываю помощь в выборе книг и журналов. Все книги стоят на полках и стеллажах. Ребята, помогите мне, пожалуйста, расставить книги по порядку: от самой большой до самой маленькой.
Дети берут по одной карточке-«книге» разного размера. Двигаясь по ковру, они встают в ряд по величине: от самого большой до самого маленькой.
Ребенок-библиотекарь: спасибо, ребята за помощь.
Воспитатель: Как вы думаете, чем профессия библиотекаря так важна для нас? (Возможные ответы детей: Эта профессия помогает всем нам узнавать из разных книг и журналов много всего интересного)
Ребенок-библиотекарь: Ребята, хорошо, что вы любите читать и рассматривать книги и журналы. Только помните всегда, книги – это наши друзья, берегите их! А мы отправляемся дальше.
Слайд «Пицца»
Воспитатель: Посмотрите, у нас на пути еще один домик. Ой, как вкусно пахнет! Как вы думаете, кто в нем живет? (Возможные ответы детей: повар, кондитер). Это пиццерия. Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который изготавливает пиццу? Это пиццмейкер или пиццайло.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю зайти в пиццерию, и самим приготовить вкусную пиццу. Но она у нам будет необычная, а геометрическая. И готовить мы ее будем по рецепту.
Дети вместе с воспитателем «заходят в пиццерию», присаживаются за столики, рассматривают рецепт. Затем выкладывают («готовят») на листе бумаги круглой формы («пицца») различные геометрические фигуры из набора «Учусь считать», согласно рецепту.
Воспитатель: Какие замечательные пиццы получились у вас, ребята. Я думаю, они понравятся всем жителям Математического Города. А нам с вами пора нам заглянуть в гости к другому жителю и познакомится с ним. У него очень интересная профессия.
Слайд «Мастерская художника»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь интересно! Какой необычный домик! Как вы думаете, кто здесь живет? (Возможные ответы детей: Художник.) Как вы думаете, чем он занимается? (Возможные ответы детей: Он пишет красивые картины.). Посмотрите, художник встречает нас.
Ребенок-художник: Здравствуйте, ребята. У нас, художников очень интересная профессия. Мы пишем картины и делаем иллюстрации в ваших любимых книгах. У нас есть свои инструменты для работы: кисти, мольберт, палитра, карандаши. Я предлагаю вам превратиться в необычных художников. Рисовать сейчас мы с вами будем не на бумаге, а в воздухе.
Проводится физкультминутка «В небе облако плывет»
Дети выполняют движения под музыку со словами.
В небе облака плывут,
Справа, слева, раз, два, три.
А внизу цветы растут,
Справа, слева, раз, два, три.
Справа дерево и речка,
Слева домик и крылечко.
Воспитатель: Какой у нас с вами получился воздушный, легкий пейзаж. Вам понравилось, ребята? А нам с вами пора продолжить наше путешествие по Математическому Городу.
Слайд «Парикмахерская»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда же мы попали? Как вы думаете, что это за место? (Возможные ответы детей: парикмахерская)
Воспитатель: Это не обычная мастерская, а математическая. Посмотрите к вам пришли клиенты за красивой стрижкой. А стрижку мы будем делать с помощью нашего математического кубика. Какая цифра выпадает на нашем кубике, на такую цифру мы подрезаем пряди волос у наших «клиентов».
Дети присаживаются за стол. Перед ними силуэт головы из бумаги с волосами- прядями из полос бумаги, на которых нарисованы цифры. Дети отрезают ножницами такую цифру на полоске, какая выпала на математическом кубике.
Воспитатель: Какие замечательные, креативные стрижки у вас получились. Предлагаю продолжить наше путешествие по Математическому Городу.
Слайд «Дома в математическом Городе»
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, какие в этом городе необычные и красивые дома? Как вы думаете, кто их построил? (Возможные ответы детей: строитель). Хорошо, что вы, ребята, знаете, кто строит дома. А вам известно, что, прежде чем построить здание, его необходимо сначала нарисовать на бумаге, а по-научному – спроектировать. Кто этим занимается? (Возможные ответы детей: архитектор.)
Слайд «Архитектурное бюро»
Ребенок-архитектор: Ребята, а вы хотите построить свой дом в нашем математическом Городе? Тогда пройдите к столу, и приступайте к строительству.
Дети выкладывают на столе из счетных палочек из набора «Учусь считать» изображение дома.
Воспитатель: Молодцы, ловко дом построили, дружно потрудились. А теперь пора отдохнуть.
Проводится физкультминутка
Потрудились – отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем!
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо, поворот!
Наклониться, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили.
Всем улыбки подарили!
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня получилось очень интересное, познавательное и увлекательное путешествие. Сколько мастеров разных профессий мы встретили сегодня в математическом городе? (Возможные ответы детей).
Слайд – «Профессии»
Воспитатель: Профессий много, их тысячи и с каждым днем их становиться все больше. Все они нужны и важны для людей.
Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Наш поезд ждет нас на станции. Прошу пассажиров занять свои места.
Дети вместе с воспитателем «едут» на поезде. Звучит музыка.
Слайд – Железнодорожный вокзал Рузаевка
Воспитатель: Вот мы с вами и приехали в родной город. Ребята, вам понравилось наше путешествие в Математический Город? Как вы думаете, почему этот город назвали математическим? (Предположения детей) Какие игры вам понравились больше всего? Какие игры вызвали затруднения? (Предположения детей).