Светлана Лексакова
Открытое занятие «Путешествие в лес, или Как дикие животные готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в осенний лес или как дикие животные готовятся к зиме»
Цели и задачи:
• Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях;
• Учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных;
• Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных;
Публикация «Открытое занятие „Путешествие в лес, или Как дикие животные готовятся к зиме“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
• Дать представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни;
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
• Продолжать развивать память, мышление, познавательную активность через игры и упражнения;
• Воспитывать бережное отношение к животным;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
Словарная работа: дикие животные, линька, лесничий.
Оборудование: магнитофон, кассета с музыкой; картинки с изображением зимних признаков; снежинки; иллюстрации с изображением диких животных : зайца, лисы, волка, медведя, белки, лося, загадки в корзинке на осенних листочках, желудях, шишках.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какое сейчас у нас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: Да, зима. Какие признаки характерны для зимы?
Дети: Мороз, холодно, снег, холодный ветер.
Воспитатель: Наверное, всем необходимо подготовиться к таким изменениям в природе: и зверям, и людям, и птицам и насекомым. Когда же это можно сделать?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Да, верно.
Воспитатель: Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима?
Дети: В природе сразу же все замерзло бы, погибло, никто не успел приготовиться к холоду и голоду.
Воспитатель: Осенью и звери, и люди, и птицы, и насекомые готовятся к суровой зиме. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, как готовятся к зиме дикие животные.
Скажите, пожалуйста, где живут дикие животные?
Дети: Дикие животные живут в лесу и они сами себе добывают еду.
Воспитатель: Вот один пальчик – мальчик уже сходил в лес на прогулку и увидел много животных, сейчас он нам расскажет.
Пальчиковая гимнастика
Мальчик- пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках,
Встретил белочку, лисичку,
Встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил
(загибаем пальчики при перечислении)
Воспитатель: Кого же видел в лесу мальчик – пальчик?
Дети: Диких животных : медведя, зайца, волка, лису, ежика, лося, белку.
Воспитатель: А хотите познакомиться с ними и узнать как они готовятся к зиме? Тогда мы отправляемся в путь.
В лес загадочный, красивый
Приглашаю вас пойти
Интересней приключенья
Нам, ребята не найти,
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаем,
В лес мы дружно все пойдем.
(дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес. А как нужно вести себя в лесу?
(на полу осенние листочки, маленькие снежинки)
Дети: В лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это корзинка.
Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда садитесь на пенечки по - удобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.
В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята?
Дети: Белка
Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?
Дети: Белка живет на дереве, в дупле.
Воспитатель: Чем же занята белка осенью?
Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. Белочка очень хозяйственная. У нее в лесу есть кладовочки. Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. В таких кладовочках под разными деревьями белочка делает очень много запасов. Очень трудолюбивая белочка. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на белую.
Воспитатель: А вот еще одна загадка?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Кто это?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?
Дети: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом, такую мягкую постель готовит себе медведь в какой - нибудь яме, которую накроет потом веточками. Надумает медведь спать укладываться, раздвинет лапами в хвое оконце, свернется калачиком и уснет до весны.
Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой?
Дети: Ежик.
Воспитатель: А где он прячется?
Дети: В норе.
Воспитатель: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
А еще зимой спит и барсук. Барсук - очень аккуратный зверек, он ведет ночной образ жизни, а зимой крепко спит в своей норе.
Воспитатель: Но совсем по – другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это?
Дети: Заяц.
Воспитатель: А как же он готовится к зиме?
Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?
Дети: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.
Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.
Дети: Это хищные звери: лисы и волки.
У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово.
Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети: Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех.
Воспитатель: В корзинке есть еще загадка.
Травы копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Кто это?
Дети: Лось.
Воспитатель: Чем питается лось?
Дети: Растениями. В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Еды ему надо много, поэтому лесничие подкармливают этих животных.
Воспитатель: А кто такой «Лесничий»?
Дети: Это человек, который следит за сохранностью леса.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
(Руки на пояс, повороты головы вправо – влево)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо влево)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)
Вот болотце на пути,
Как его нам перейти?
Прыг да скок, прыг да скок,
Веселей скачи, дружок.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали,
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
(Свободный танец)
Мишка с куклой громко топают,
Громко топают, посмотри,
И в ладошки звонко хлопают,
Звонко хлопают, раз-два-три.
К небу потянулись,
К земле нагнулись,
Покружились-покружились
И на пень вдруг повалились. Бух!
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Третий лишний»
На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель добавляет одно животное или птицу и говорит, кто здесь лишний. Дети называют «лишнее» животное или птицу и вспоминают, к какому виду оно относится.
(лиса, еж, волк, медведь, белка, корова, снегирь)
Воспитатель: Ну вот нам пора возвращаться. До свиданья, лесные жители!
Мы готовы для похода
Поднимаем выше ноги
Через кустики и кочки
Через ветки и пенечки
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились.
(дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что зимой часто дует ветер. Вот и сегодня, он дует с утра, встретила я его по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч красивый и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Давайте поиграем. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам снежинку.
Воспитатель Дети
1. Кого мы видели в лесу? 1. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика, барсука, лося.
2. Кто из животных спит зимой? 2. Зимой спят медведь, барсук, ежик.
3. Где спит медведь? 3. Медведь спит в берлоге.
4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? 4. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.
5. Какие животные являются врагами для зайца? 5. Волк и лиса
6. Где живет белочка? 6. Белочка живет на дереве в дупле.
7. Кто следит за сохранностью леса и помогает животным перезимовать? 7. Лесничий (егерь)
8. О чем мы говорили на занятии? 8. Как дикие животные готовятся к зиме.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо работали…. (называю имена детей)