Галина Журавлева
Конспект занятия «Путешествие в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методическая разработка по применению
проблемного подхода в обучении детей дошкольного возраста
для средней группы 9 ДОО.
Направление: Реализация проблемного подхода в формировании матема-тических представлений дошкольников.
Цель: формирование математических представлений дошкольников с ис-пользованием проблемного подхода, углубление знаний детей о геометрических фигурах.
Задачи: совершенствовать умение считать до 5; умение распознавать цифры от 1до 5 и соотносить их с количеством предметов; знать количественный и порядковый счёт;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в лес“» размещена в разделах
совершенствовать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и овале, проявлять фантазию в передаче образа;
закрепить умение сравнивать две группы предметов, формировать пред-ставление о равенстве и не равенстве групп на основе счёта двумя спосо-бами;
развивать навыки сравнения предметов по величине – большой, средний, маленький; по ширине — узкий, широкий; устанавливать размерные от-ношения между тремя предметами разной величины;
закрепить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь; развивать логическое мышление, внимание, память;
воспитывать самостоятельность, активность, взаимопомощь.
Оборудование и материалы: магнитная доска, демонстрационный – игрушки: Ворона, Заяц, Лиса, Медведь, Белка, Ёжик; геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; три зелёных треугольника разного размера (по количеству детей); плоскостные – корзина, 4 шишки, 3 ореха; альбомные листы с двумя нарисованными горизонтальными линиями, вырезанные изображения трёх белых и двух пёстрых курочек (по количеству детей); 5 корзинок с написанными на них цифрами от 1 до 5, муляжи морковок 15 штук, узкая и широкая полоски (материал – линолеум); круглые плоские модули с цифрами от 1 до 5; аудиозапись спокойной музыки без слов для фона (весенняя музыка для детей).
Ход занятия.
Магнитная доска, завешенная занавесом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами повторим названия пяти геомет-рических фигур, с которыми познакомились в этом году.
Отодвигает занавес, а на доске ничего нет. Воспитатель: Что же это такое? Куда исчезли геометрические фигуры?
Появляется Ворона.
Ворона: «Я – Ворона Кар-карона! Это я! Я фигуры утащила и зверятам подарила! Теперь идите, у зверей просите, по лесу соберите! Кар – кар!»
– Улетает.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Придётся отправиться в лес за геометрическими фигурами. Вы согласны? А к кому же нам идти? Ну-ка, отгадайте загадку: «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».
Дети отгадывают загадку и отправляются в гости к Зайчику. Зайчик гово-рит, что Ворона подарила ему фигуру, которая похожа на солнышко. Дети догадались, что у Зайчика – круг. Зайчик спрашивает детей, на что ещё похож круг?
Ответы детей: на апельсин, на арбуз, на колесо, на мяч.
Зайчик соглашается вернуть детям круг, который ему подарила Ворона, но просит детей помочь разложить морковки по пяти корзинкам так, чтобы в каждую корзинку положить столько морковок, чтобы совпадало с цифрой от 1 до 5, написанной на ней.
Дети выполняют задание. Зайчик благодарит детей, отдаё т геометриче-скую фигуру и предлагает отгадать такую загадку: «Под соснами, под ёл-ками лежит мешок с иголками» Дети отгадывают загадку и понимают, что им надо идти к Ёжику. Звучит музыка.
Дети идут к Ёжику. Ёжик показывает им треугольник. Ё жик: «Ворона по-дарила мне вот такую фигуру. А как она называется, я не знаю». Дети подсказывают Ёжику, что эта фигура называется «треугольник».
Ё жик спрашивает у детей: «А почему треугольник так называли?» Дети объясняют Ёжику, что у треугольника три угла и три стороны.
Ё жик: «Вот я сколько сделал треугольников! И большие, и маленькие. Помогите мне сделать ёлки из треугольников».
Каждый ребёнок получает по три зелёных треугольника, которые нужно сравнить по величине и сложить из них ёлку так, чтобы самый большой треугольник был внизу, затем средний, а самый маленький – вверху. Дети выполняют задание, Ёжик отдаё т детям треугольник и предлагает отгадать загадку: «По деревьям ловко скачет и в дупло орешки прячет. Что же это за зверёк? Угадай скорей, дружок!» Дети отгадывают загадку и понимают, что им надо идти к Белке.
Воспитатель предлагает детям сделать несколько упражнений для бодрости.
Физкультминутка.
- Раз – подняться, подтянуться,
- Два – согнуться, разогнуться,
- Три – в ладоши три хлопка,
- Головою три кивка.
- На четыре – руки шире.
- Пять – руками помахать.
- Шесть – на корточки присесть. (2-3 раза)
Воспитатель: Хорошо, ребята, идём дальше, идём к Белке!
Белка говорит детям, что Ворона подарила ей фигуру, которая похожа на шишку. Дети подсказывают Белке, что эта фигура называется «овал». Белка соглашается отдать её детям, но просит помочь решить задачу. У Белки в корзине – шишки и орехи (воспитатель выставляет плоскостную корзину с шишками и орехами). Белка хочет, чтобы шишек и орехов было поровну.
- Посчитайте, сколько у Белки шишек (4)
- Правильно. Посчитайте, сколько у Белки орехов? (3)
- Чего больше, шишек или орехов? (шишек больше, чем орехов)
- А кто ещё как считает? (ответы детей)
- Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (ответы детей)
Два варианта ответа детей.
1 вариант:
К трём орехам добавить один орех, стало 4. И шишек тоже 4. Шишек и орехов стало поровну: по 4.
2 вариант:
Убрать одну шишку. Стало 3 шишки. И орехов тоже 3. Орехов и шишек стало поровну: по 3.
Молодцы, справились с заданием. Белка благодарит детей, отдаё т геомет-рическую фигуру и предлагает отгадать такую загадку: «Зверь очень большой, косолапый, мохнатый. Зиму в берлоге проводит, а летом по лесу бродит». Дети отгадывают загадку, но Белка предупреждает детей, что дорога к Медведю не простая, а лежит через болото. Дети благодарят Белку и отправляются в путь. Под музыку дети идут по кругу. Но вот впереди болото. Перейти через него можно только по кочкам, на которых написаны цифры. Наступать на кочки нужно в прямом порядке от 1 до 5. (Дети шагают по кочкам и считают.)
Воспитатель: Молодцы, перебрались на другой берег. Вот и Медведь на поляне. Медведь говорит детям, что фигуру, которую ему подарила Ворона, он спрятал в берлоге. Медведь соглашается вернуть её детям, но просит детей отгадать загадки про части суток.
1. Вот проснулось в небе солнце,
Заглянуло к вам в оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это…» (Утро)
2. Солнце в небе
Ярко светит.
На прогулку вы идёте,
Песню весело поёте! (День)
3. Солнышко лучистое
Село за дома,
Вы пришли с прогулки,
Ужинать пора. (Вечер)
4. В небе звёздочки горят,
В речке струйки говорят,
К вам в окно луна глядит
И ребятам спать велит. (Ночь)
Медведь: Правильно! Все части суток вы знаете. Так сколько их всего?
Ответы детей: (четыре). А что за фигура у меня, у неё четыре угла и четыре одинаковых стороны?
Дети отвечают, что это квадрат.
Медведь отдаё т им геометрическую фигуру и загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт». Дети от-гадывают загадку, прощаются с Медведем. Он предупреждает детей, что к Лисе нужно идти по широкой тропинке, а не по узкой.
Дети отправляются к Лисе. Звучит музыка.
Перед детьми расстелены на полу две «тропинки» : широкая и узкая. Они делают выбор и проходят по широкой тропинке к домику Лисы. Дети здороваются с Лисой, воспитатель предлагает детям попросить Лису вернуть геометрическую фигуру, которую у них утащила Ворона.
Лиса подтверждает детям, что Ворона подарила ей геометрическую фигу-ру. Лиса жалуется детям, что зря её обвиняют в том, что она крадёт в де-ревне кур, и хвалится, что у неё теперь свой курятник, в котором
3 белых курочки и 2 курочки-пеструшки. Лиса просит детей помочь рассадить в курятнике белых курочек на верхнюю жердочку, а курочек-пеструшек на нижнюю жердочку. Дети подходят к столам, на которых разложены альбомные листы с нарисованными вверху и внизу линиями и рассаживают курочек. Лиса задаё т детям вопросы: Сколько всего у неё курочек? Сколько курочек на верхней жердочке? Сколько курочек на нижней жердочке? Каких курочек больше? Как сделать, чтобы белых курочек и курочек-пеструшек стало поровну?
Два варианта ответа детей
1 вариант:
Съесть одну белую курочку, тогда белых и пеструшек будет по две;
2 вариант:
Купить ещё одну курочку-пеструшку, тогда белых и пеструшек будет по три.
Лиса говорит, что ей жалко есть белую курочку, лучше она купит ещё одну пеструшку.
Дети одобряют решение Лисы и говорят, что курочки будут нести яйца и Лиса будет сыта. Лиса благодарит детей за решение её проблемы и отдаёт им прямоугольник.
Дети с собранными геометрическими фигурами возвращаются из леса в детский сад.
Воспитатель: – Вот закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, каким зверям отнесла Ворона геометрические фигуры? И кому какую? Давайте вспомним всех по порядку. К кому первому мы пошли?
Воспитатель задаёт вопросы детям, внимательно выслушивает ответы и рассуждения детей, побуждая отвечать и высказываться всех детей.
О чём попросил Зайчик? Это было сложно для вас? Какую геометрическую фигуру отдал нам Зайчик? Давайте прикрепим круг на магнитную доску. К кому следующему мы отправились? Каким по счёту Ёжик был среди зверят? Что попросил вас сделать Ёжик? Какую фигуру он вернул нам? Давайте прикрепим треугольник на доску. К кому следующему мы отправились? Какой по счёту была Белка? Какое задание придумала вам Белка? Какую фигуру она отдала? Давайте прикрепим овал на доску. К кому в гости мы шли через болото? Каким из зверей по счёту был Медведь? Какие загадки он придумал для вас? Какую фигуру отдал Медведь? Прикрепим квадрат на доску. Кто из зверей был пятым в нашем путешествии? О чём попросила вас Лиса, какая проблема была у неё? Какую фигуру вернула вам Лиса? Давайте прикрепим прямоугольник на доску.
Итак, мы собрали все 5 геометрических фигур. Какое задание было для вас самым трудным? Какое задание самым лёгким? Какое самое интересное? Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, эти знания обязательно пригодятся вам не только на занятиях, но и в жизни.
Итог занятия : дети умеют считать до 5; умеют распознавать цифры от 1до 5 и соотносить их с количеством предметов; знают количественный и по-рядковый счёт; имеют представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике и овале, проявляют фантазию в передаче образа; умеют сравнивать две группы предметов, у детей сформировано представление о равенстве и не равенстве групп на основе счёта двумя способами; развиты навыки сравнения предметов по величине – большой, средний, маленький; по ширине — узкий, широкий; дети умеют устанавливать размерные отношения между тремя предметами разной величины; имеют представление о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь; дети показали способность логически мыслить, внимательность, желание помочь другому в решении его проблемы.