Марина Лобанова
Путешествие в космос НОД в подготовительной группе Направление: познавательное
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в космос НОД в подготовительной группе Направление: познавательное
Цель: создание педагогических условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста при помощи современных образовательных технологий.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять прямой и обратный счет; называть «соседей» числа, предшествующее и следующее число;
2. Закреплять умение правильно пользоваться знаками «больше», «меньше» или «равно»;
3. Закреплять состав числа первого десятка.
4. Уточнить умение детей составлять математические задачи.
Публикация «Путешествие в космос НОД в подготовительной группе Направление: познавательное» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
5. Продолжать развивать познавательно-речевые навыки по теме «Космос»
Развивающие:
1. Развивать связную речь, мыслительную деятельность, память, логическое мышление зрительное восприятие и внимание, мелкую моторику, расширять кругозор.
Воспитательные:
1. Прививать детям положительное отношение к учебной деятельности, инициативности, самостоятельности.
Предварительная работа: Рассматривание книг по астрономии, рисование планет, звезд, комет, решение и составление математических задач в свободной деятельности; просмотр цикла телепередач «Астрономия детям».
Работа над словарё м: Метеорит, метеоритные кратеры, планета, Меркурий, Венера, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное.
Используемые технологии:
Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
Здоровьесберегающие технологии;
Технологии развивающего обучения;
Технологии разноуровневого обучения;
Исследовательские методы обучения;
Информационно-коммуникативные технологии;
Социоигровые технологии.
Методы и приемы руководства деятельностью детей:
Наглядный метод (демонстрация презентации);
Словесный метод (работа с мнемотаблицей);
Игровой метод (виртуальное путешествие, динамическая пауза, дыхательная гимнастика, игра «Солнышко, тучка»);
Информационно-рецептивный метод (совместная деятельность педагога и ребенка);
Практический метод (работа с карточками, составление задач);
Исследовательский метод (опыт “Метеориты и метеоритные кратеры”).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкальная.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. У детей будет создан положительный эмоциональный настрой;
Интеллектуальные:
1. У детей активизируется мыслительная деятельность и логическое мышление.
2. Дети закрепят умение считать от 1до 10 и обратно.
3. Могут составлять и решать математические задачи.
4. Знают знаки больше, меньше, могут их правильно расставлять;
5. Дети могут работать с мнемотаблицей, составляют по ней рассказы;
6. Дети закрепят знание по теме «Космос».
Физические:
1. Способны укреплять здоровье через динамическую паузу и дыхательную гимнастику.
Создание предметной развивающей среды для организации и проведения НОД:
1. Презентация «Путешествие в космос»;
2. Пособие «Космический корабль»;
3. Цифры от 1 до 10;
4. Карточки со звездочками на каждого ребёнка;
5. Карточки с нарисованными летающими тарелками на каждого ребёнка;
6. Тарелка с мукой и деревянный шарик;
7. Карточки с изображением солнышка и тучки;
8. Космические значки на каждого ребёнка;
9. Спокойная (космическая) музыка;
10. Магнитная доска, простые карандаши.
11. Магнитофонная запись музыки Д. Шостаковича из симфонии №5.
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
1. Одобрение детей.
2. Похвала детей за усердие, желание выполнить задание.
3. Дифференцированная оценка детской деятельности.
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
1. Вводная часть. Организационный момент (2 мин.)
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Сегодня нас ожидает необычное путешествие! Посмотрите на экран!
На экране картинка космоса (электронное приложение 1; слайд 1- 3)
- Человека всегда манило и удивляло звездное небо. Люди мечтали проникнуть в тайны Вселенной, подняться в космос. Как вы думаете, куда мы отправимся?
2. Основная часть (30 мин)
Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие и в пути выполним интересные задания, наградой за правильное выполнение будут новые знания! На чем же мы полетим? (слайды 4; 5)
На магнитной доске пособие «Космический корабль» (приложение 1)
Воспитатель. Но прежде чем полететь на космическом корабле, нам нужно в иллюминаторах разложить цифры по порядку.
Дети раскладывают цифры от 1 до 10 в иллюминаторы.
Воспитатель: Молодцы, теперь мы готовы к полету!
- В добрый путь! Взлетаем! (Счет от 10 до 1)
- Что мы видим в космическом пространстве?
- Какие планеты вы знаете?
- На некоторых из планет Солнечной системы мы сегодня побываем. Если вы скажите, в названии какой планеты 4 буквы, то узнаете, куда мы отправимся сначала. (слайд 6)
Итак, мы отправимся на планету Марс. Здесь нам нужно выполнить космическое задание.
На экране появляется изображение Марса. (слайд 7
Игра «Назови соседа».
Блиц-опрос
Воспитатель: Назовите соседей числа 6 (5 и 7, 8 (7 и 9, 3 (2 и 4, 9 (8 и 10).
Воспитатель: Очень хорошо. Вы отлично справились с этим заданием. А вот вам научные сведения о Марсе. Свое имя эта планета получила в честь древнеримского бога войны. Марс вдвое меньше Земли, его часто называют красной планетой.
Продолжаем запуск двигателя, начинаем обратный отсчет «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1»
Вот и следующая планета Юпитер.
Юпитер – царь планет!
Уж очень он тяжел.
И медленно плывет.
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно! (слайд 8)
Поэтому мы приземляться не будем, а будем считать звезды.
Игра «Расставь знаки» (приложение 2)
Воспитатель: Ребята перед вами лежат карточки со звездочками, вам нужно поставить соответствующую цифру и между ними знаки «больше», «меньше», или «равно».
Молодцы! Отлично справились с заданиями! В награду - сведения о планете. Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. В отличие от твердых планет, Юпитер представляет собой газовый шар.
Воспитатель: Уважаемые космонавты, прошу всех занять свои места, мы отправляемся на планету Сатурн! (слайд 9)
Продолжаем запуск двигателя, начинаем обратный отсчет «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1»
У каждой планеты есть что-то свое,
Что ярче всего отличает ее.
Сатурн непременно узнаешь в лицо-
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос,
Ученые вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Экспериментальная деятельность.
Опыт “Метеориты и метеоритные кратеры”. Перед детьми тарелка с мукой и деревянный шарик, дети поднимают шарик, бросают его на муку.
Воспитатель: Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер?
Вывод: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, поэтому образовался кратер.
Динамическая пауза.
Все готово для полета, (руки вперед, вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (руки над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлета, (маршируют на месте)
Космонавты встали в ряд. (прыжок, ноги врозь, руки на поясе)
Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон (наклоны вперед)
Вот ракета полетела (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром (приседание).
- Приготовиться к старту. Отсчитываем: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1»
Пуск! Полетели!
Задание распредели экипаж (приложение 3)
Воспитатель: Вот и еще одна планета - Уран (слайд 10). Это единственная планета, которая вращается, лежа на боку. Каждый из вас сегодня будет командир своего корабля. Перед вами лежат карточки с нарисованными летающими тарелками. Для того чтобы полет был удачным, вам нужно правильно распределить экипаж. Общее число космонавтов на каждой тарелке должно соответствовать числу, которое находится вверху тарелки. Работаем самостоятельно.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие.
-Запуск двигателя начинаем обратный отсчет «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1»
Мы с вами отправляемся на планету Нептун (слайд 11)
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко.
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная. Смотрите, какое-то послание! Расшифруем его?
Дети составляют рассказ по мнемотаблице
Мнемотаблица «Космонавт» (слайд 12)
В тёмном небе звёзды светят. Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит. И на Землю вниз
глядит. Видит сверху он поля,
горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной, шар земной - наш дом родной.
Воспитатель: А вот интересные сведения о планете: Нептун — планета-гигант, название свое она получила в честь бога морей, состоит эта планета из газов. У этой планеты нет твёрдых поверхностей!
Воспитатель: Мы с вами отправляемся на планету Плутон (слайд 13). Это самая холодная и очень маленькая планета. Когда холодно, мы вдыхаем и выдыхаем воздух через нос (выполняем 2-3 раза)
Дети выполняют дыхательную гимнастику «Инопланетяне» под космическую музыку Д. Шостаковича из симфонии №5
Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.
Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.
Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая)».
Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.
На планете дышится тихо, спокойно и плавно.
Воспитатель: Берем курс на следующую планету, пристегнули ремни, начинаем обратный отсчет «8, 7, 6, 5, 4.3, 2, 1.»
Это планета – Меркурий (слайд 14).
Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.
Решение задач
Воспитатель: Ребята, мы с вами – экипаж большого корабля. Мы будем решать космическую задачу, составьте задачу по картине (слайд 15).
На слайде 4 ракеты и 3 летающие тарелки. Дети составляют задачу.
В космос полетело 4 ракеты и 3 летающие тарелки. Сколько всего летающего транспорта полетело в космос?
Воспитатель: Назовите условие задачи? Вопрос задачи? Назовите ответ задачи.
Воспитатель: Чтобы вернуться на Землю, нам нужно попасть на последнюю планету - Венера (слайд 16). Лучше всего Венера видна перед восходом или сразу после захода Солнца, поэтому ее называют Вечерняя или Утренняя звезда. Венера светится как горный хрусталик и очень красива. Поверхность Венеры покрыта сотнями тысяч вулканов. Это горячая планета, поэтому мы не будем приземляться, а полетим дальше. Нам пора возвращаться на Землю. Наша планета Земля - самая красивая. Это уникальная планета. На ней есть жизнь. Посмотрим на планету из космоса (слайд 17-18).
Воспитатель: Почему она голубая?
Воспитатель: А что это за огромные участки суши?
Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своей орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко. А на самых дальних планетах, которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают (слайд 19-20). Земля – наш дом! Вам предстоит узнать еще много интересного о нашей любимой планете! Где бы мы с вами не летали, каким бы не был интересным космос, лучше нашей родной Земли нет (слайд 21). Так будем беречь свою планету. Ведь другой такой на свете нету. Возвращаться, нам пора, улетаем детвора! (слайд 21).
Дети под музыку вращаются вокруг себя, «возвращаются на Землю».
3. Подведение итогов. Рефлексия деятельности (3 мин.)
Воспитатель: В путешествии вы узнали много нового о планетах Солнечной системы.
- Продолжите предложение:
-Теперь я знаю, что ….
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- Закончите предложение:
-Я расскажу своим родителям о том, что….
Воспитатель: Кому понравилось наше виртуальное путешествие, если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получилось, то поднимаете «Солнышко». А у кого сегодня были затруднения, поднимите «Тучку» (приложение 4).
Воспитатель: Всем большое спасибо! Мне было очень приятно с вами путешествовать, и я хочу подарить всем космические значки (приложение 5).
Длительность НОД: 35 минут.
Литература:
1. Е. А Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет: Игровые технологии. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
2. Р. А. Жукова. Математика. Подготовительная группа. Разработки занятий. – Волгоград: ИТД, 2012. «Корифей». – 128 с.
3. Н. В. Микаляева. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей / Н. В. Микляева, Ю. В. Миколяева. – М. : Айрис – пресс, 2006. – 224с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Е. А. Юзбекова. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2006. – 128 с.