Светлана Корнева
Конспект открытого фонетического занятия «Путешествие в «Королевство правильного произношения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в «Королевство правильного произношения»
Конспект открытого фонетического занятия с элементами современных образовательных технологий: ИКТ, здоровьесберегающих в средней логопедической группе.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление правильного произношения звука Т, его характеристика. Упражнения: в определении наличия – отсутствия звука Т в словах на слух и в произношении; в определении позиции звука Т в слове (начало, конец); в определении длинных и коротких слов по слоговой структуре. Упражнения: в подборе действий к предметам в единственном числе настоящего времени и составлении предложений. Обучение: звуковому синтезу и анализу слогов, составлению слогов с буквой Т и совершенствованию чтения составленных слогов. Продолжать ознакомление с терминами «звук», «слово», «предложение».
Публикация «Конспект открытого фонетического занятия „Путешествие в „Королевство правильного произношения“» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие цели. Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, тонкой и общей моторики, графических навыков, мышления, памяти. Развитие зрительного восприятия и внимания, профилактика оптической дисграфии.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Дидактические игры: «Собери ромашку!», «Помоги улиткам» (предметные картинки: туфли, тыква, троллейбус, танк, берет, халат, самокат, жилет, «Топни – хлопни!» (предметные картинки: таз, кит, тушь, монеты, утята, телята, томаты, «Путешествие по океану», «Путаница» (наложенные друг на друга контурные изображения предметов, слова со звуком Т); бассейны с крупами и фишки для звукового анализа слов и буквы А, О, У, И; полоски и кружочки для определения места звука в словах (для игры «Помоги улиткам»); индивидуальные зеркала и предметные картинки «Слон», «Лягушка», «Бегемот», «Лошадка», «Дятел» для артикуляционных упражнений; фломастеры, заготовки контуров буквы Т для штриховки на всех детей, шарики Су – Джок, компьютер и экран.
Предварительная работа. Разучивание: пальчиковой гимнастики «Этот шарик не простой», динамической паузы «По коленочкам ударим!», упражнения в подборе слов со звуком Т на слух и по картинкам.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Логопед объявляет детям, что сегодня они в бассейнах будут отыскивать карточки по очереди. Каждый может взять только одну. Дети находят гласные буквы А, У, И, О, а также фишки звуков, называя, что они нашли.
И вот логопед обнаруживает вместе с детьми письмо, оно оказывается пришло из «Королевства правильного произношения», в письме Незнайка просит помощи у детей, так как не может справиться с заданиями, а ему уже хочется домой. Дети решают отправиться в путешествие, Незнайке на помощь.
2. Задание «Подготовка к путешествию» (развитие артикуляционной моторики)
Логопед предлагает выполнить упражнения для язычка, чтобы подготовиться к дальнему путешествию. Дети рассматривают фишки гласных звуков, отмечают, что это звуки «поющие» и произносят их без преграды, свободно. Затем вспоминают, как они встречались с друзьями в лесу и кто из них любит эти звуки. Выполняют следующие упражнения для языка и губ: «Лошадка», «Бегемот, «Слон», «Лягушка», «Дятел» (для контроля детям выдаются зеркала).
Логопед просит детей встать в круг, зачитывает двустишие и все оказываются в волшебной стране, в «Королевстве звуков»:
Вокруг себя ты повернись,
В стране звуков очутись.
Логопед. Вот мы и в волшебной стране. В руках у меня подсказка, это карта - схема: передвигаться по пути Незнайки нужно, соблюдая цветовой ряд из кружочков. По ходу пути мы будем находить нужного цвета кружки, глядя на карту.
3. Упражнение «Самый громкий звук!» (развитие речевого слуха, фонематического восприятия) Логопед предлагает детям найти первый кружок. Дети находят его и предлагаемое им задание.
Логопед. Нам предлагают упражнение «Самый громкий звук!». Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое нам приготовили в волшебной стране, а вы внимательно послушайте и скажите, какой звук я выделяю голосом, какой звук самый громкий.
Видишь, бабочка летает,
На лугу цветы считает.
Раз, два, три, четыре, пять,
Ох, считать, не сосчитать.
Дети. Звук Т. Логопед. Сегодня в волшебной стране нас встречает звук Т, с этим звуком и буквой, которая его обозначает, будет связано наше путешествие и все задания. Произнесите звук Т. Что помогает произносить его? (ответы детей). Как вы думаете, можно его петь, долго тянуть или есть преграда? (ответы детей) Какой фишкой будем обозначать этот согласный звук? (ответы детей)
Логопед хвалит детей за успешное выполнение задания и далее дети идут по карте.
4. Игра «Будь внимательным!» (развитие фонематического восприятия) Логопед. Нам предлагают игру «Будь внимательным!». Если вы услышите звук Т - хлопните в ладоши.
Предлагается ряд звуков: А, О, У, Т, И, А, Т, О, У Предлагается ряд слогов: АУ, УО, АТ, ИА, ОУ, УТ, ОА, ИТ Предлагается ряд слов: КОТ, МАК, РОТ, ВОТ, БОК, ПОТ
Логопед. Отлично, вы были очень внимательными.
5. Игра «Собери ромашку» (определение наличия – отсутствия звука Т в словах на слух и в произношении)
Дети находят кружок по цвету на карте. Логопед. Незнайка подобрал лепестки с картинками, слова должны иметь звук Т. Правильно ли собрал цветок Незнайка? Каждый пусть возьмет лепесток, проверим.
Дети исправляют ошибки и идут дальше, находя следующий кружок по цвету.
6. Игра «Помоги улиткам» (упражнение в определении позиции звука Т в начале или в конце слова)
Детям предлагается новая игра, каждый получает картинку. Логопед. Звук Т хочет узнать, сможете ли вы его найти, если он спрячется в слове. Незнайка его не нашел. Если звук в начале слова, то картинку кладем в домик желтой улитки, если в конце слова, то в домик зеленой.
Дети с помощью взрослого выполняют задание. Логопед отмечает, что все молодцы и можно искать кружок. Логопед сообщает, что в задании предлагается передышка.
7. Динамическая пауза «По коленочкам ударим» (развитие общей моторики)
По коленочкам ударим —
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем -
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились. (Дети выполняют движения по тексту.)
8. Игра «Живые звуки» (развитие навыков звукового синтеза и анализа) Логопед. Снова продолжаем наш путь, вот и нужный по цвету кружок. Звук Т хочет знать, могут ли дети превращаться в «живые звуки». Вот нам и понадобятся фишки звуков, которые мы взяли с собой. Катя будет звуком А, Варя – звуком О, Кристина – звуком У, Ангелина – звуком И, а Витя будет звуком Т. Дети разбирают заданные фишки. Логопед. А теперь слушайте, кому нужно выйти и построиться: АТ. Двое детей выходят с фишками и произносят свои звуки, получается дети произносят слог АТ. Аналогично проводится работа по анализу и синтезу слогов УТ, ИТ, ОТ (можно ТА).Логопед говорит, что задание выполнено на отлично и можно искать следующий кружок.
9. Игра «Топни – хлопни!» (упражнение в определении длинных и коротких слов по слоговой структуре). Логопед. Нам предлагается игра «Топни – хлопни!». Сейчас я буду произносить разные слова и показывать картинки. Если вы услышите длинное слово, то хлопните в ладоши, если слово короткое, то топните ногой. Мы с картинками играем, По слогам их называем. Мы руками хлопаем, А ногами топаем. Логопед называет несколько односложных и трехсложных слов: таз, кит, тушь, монеты, утята, телята, томаты.
Логопед с детьми по карте находят следующий кружок по цвету.
10. Задание – сюрприз (использование ИКТ, Су – Джок, развитие тонкой моторики рук). Логопед. А вот задание и две коробки. У нас стишок - загадка. О какой букве идет речь? Отгадаете загадку, откроете первую коробку.
Отвечайте, кто знаток, Это что за молоток?
Дети. Это буква Т. (на экране – помощнике появляется отгадка, буква Т)
Логопед. На какой предмет похожа буква, найдите картинки и назовите эти предметы. Дети. Антенна, насос, гвоздь, молоток, гриб, стол, труба на доме, швабра, щетка для пола. Логопед с детьми проверяют правильность выполненного задания с помощью экрана – помощника, на котором появляются эти же картинки. Дети выясняют, что одной картинки не хватает. За внимательность логопед хвалит детей и открывает первую коробку. В ней шарики Су – Джок. Выполняется упражнение со стихотворением:
Этот шарик не простой
Весь колючий вот такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем.
Можно шар катить по кругу,
Перекидывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
Логопед с детьми открывает вторую коробку. В ней листы бумаги с контурами буквы Т. Нужно каждому ребенку выполнить штриховку буквы фломастерами (можно ставить точки, кружочки, галочки, черточки, по желанию ребенка). Готовые работы вывешиваются на импровизированную выставку для звука Т.
11. Игра «Путешествие по океану» (составление и чтение слогов)
Логопед. Какой же следующий кружок, вместе давайте найдем. А вот и игра. Отправляемся по океану на парусном кораблике. На островах отдыхают гласные буквы, которые мы с собой брали. На кораблике поплывет буква Т. Очень любят буквы петь песни. Какие песни получатся, догадайтесь и пропойте.
Дети на магнитной доске ведут кораблик по очереди к островам, на которых изображены буквы А, О, И, У. Соединяя гласные и букву Т, прочитываются слоги. Отмечается хорошая работа детей.
Логопед говорит, что на острове есть какой – то сверток. Его нужно найти, в нем задание. Дети ищут кружок, находят сверток и разворачивают его.
12. Игра «Путаница» (развитие зрительного внимания, профилактика оптической дисграфии)
Логопед. Предметы перепутались, нужно их распознать и назвать. Дети называют предметы.
13. Игра «Кто быстрее?» (использование ИКТ, упражнение в подборе действий к предметам в единственном числе настоящего времени и составлении предложений).
Логопед. На экране - помощнике вы видите предмет из «Путаницы», подберите действие, которое этот предмет может делать. Нужно составить предложение. Задание выполняйте быстро и верно. Вам в помощь картинки на экране. Кот что делает? (Кот ест. Кот спит. Кот играет.) Самолет что делает? (Самолет летит. Самолет взлетает.) Кит что делает? (Кит плывет. Кит ныряет.) Тыква что делает? (Тыква растет. Тыква лежит. Тыква варится)
Дети играют в игру. Логопед хвалит за все выполненные задания, дает приз детям от жителей «Королевства правильного произношения» и говорит, что Незнайку отправили домой. Да и нам пора возвращаться. Зачитывает стихотворение и дети возвращаются в детский сад.
Вокруг себя мы покружились И в детский сад все возвратились.
14. Итог занятия.
Оценивается работа детей логопедом. Детей поощряют за то, что они хорошо выполняли задания, старались и были дружными ребятами. Заслушиваются ответы детей, что им понравилось на занятии, что запомнилось.