Ольга Пожеванная
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю Приморского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №113 общеразвивающего вида г. Владивостока».
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие в историю Приморского края».
Воспитатель: Пожеванная О. О.
Владивосток 2015
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Приморский край
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Цели: познакомить детей с коренными народностями нашего края, их бытом, культурой и обычаями; развивать интерес к истории родного края, любознательность; воспитывать уважение к малым народностям.
Планируемые результаты: знает названия коренных народов нашего края, имеет представление об их быте, хозяйственной деятельности, обычаях.
Подготовка к занятию: посещение краеведческого музея, чтение книги В. К. Арсеньева: «По Уссурийскому краю», просмотр книг и иллюстраций с изображением коренных народностей и их быта.
Содержание организованной деятельности детей :
Воспитатель: Скажите ребята, в какой стране мы с вами живем?
Дети: В России.
В: А как называется наш край?
Д: Приморский.
В: Сейчас в нашем крае живет много людей разных национальностей (русские, украинцы, белорусы, армяне и т. д., а когда-то, давным-давно, здесь жили только местные коренные народности: удегейцы, нанайцы, орочи и тазы. Они и сейчас живут на территории Приморья, но их осталось уже очень мало. Хотите узнать, как жили эти люди, чем занимались, чем питались, какую одежду носили?
Д: Да.
В: Тогда давайте с вами отправимся в путешествие на волшебной лодке, которая перенесет нас в удегейское стойбище. Мы поплывем с вами по реке Большая Уссурка. Раньше она называлась Иман. Я буду капитаном на нашей лодке, а вы – матросами. Садитесь поудобнее, отправляемся в путь. А пока мы плывем, отгадайте загадки об обитателях нашего приморского леса – тайги.
1) Этот зверь как кот усатый,
Только очень полосатый.
Когти, острые клыки,
Он хозяин всей тайги. (Тигр)
2) Это животное с длинными рожками,
Прыгает ловко, копытца на ножках.
Маленький хвостик и пятнышки есть.
Любит он сочной травки поесть. (Олень)
В: Ну вот и берег. А кто это там на берегу нас встречает? Это, ребята, удегейский мальчик.
Удегейский мальчик: Здравствуйте дети! Меня зовут Сомо. Я – удегеец из рода Кялондига. Я живу с родителями в стойбище под названием Вагунбе.
В: Скажи нам, Сомо, как называются ваши хижины?
У. м. : Мы называем свои постройки – джугди. В таких постройках мы живем обычно зимой. У нас там есть нары для отдыха. В центре жилища находится очаг, а над ним – котел для приготовления еды. А летом мы строим шалаши, поближе к реке, чтобы удобнее было ловить рыбу. Удегейцы побогаче живут в фанзах – домиках с вертикальными стенами и крышей.
В: Сомо, какую одежду вы носите?
У. м. : Наша одежда делится на повседневную и праздничную. Зимой она охраняет нас от мороза, а летом – от дождя, солнца и кровососущих насекомых, которых очень много в Уссурийской тайге. Шьют одежду женщины из шкур животных и рыбьей кожи. После особой выделки рыбья кожа становится прочной, непромокаемой и очень ноской. Кстати, именно поэтому название «удегейцы» означает «рыбокожие инородцы». Мужская одежда состоит из халата, коротких и длинных штанов, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви и меховых чулок. Женская одежда состоит из более длинного халата, наколенников и берестяной шапки и более украшена орнаментом.
В: Ребята, вы, наверно, устали? Давайте немного отдохнем и сделаем морскую зарядку.
Физкульт минутка.
Рыбы делают зарядку
Видим кильку и зубатку,
Две селедки, три тунца
Приседают без конца.
Вот дельфины, выгнув спины,
Мостик делают дельфины.
В быстром беге кот морской
Соревнуется с треской.
Вот, расставив плавники,
Бодро скачут окуньки.
Поднял гирю кит-силач.
Рыба-меч кидает мяч.
Мы считаем все в порядке,
Просто рыбы на зарядке.
В: Сомо, расскажи ребятам, что вы кушаете, чем питаетесь?
У. м. : Весной и летом мы употребляем в пищу рыбу, моллюсков, морскую капусту, съедобные травы, коренья и овощи. Осенью и зимой: рыбу, мясо птиц (уток, фазанов, рябчиков) и диких зверей (кабана, изюбря, медведя, кабарги, супы, каши, чай. Вместо хлеба у нас сушенная рыба – юкола. Есть у нас такое блюдо, которое подают как угощение только самым уважаемым и дорогим гостям, называется солими, сейни. Это – юкола, жеванная вместе с кетовой икрой и ягодами, залитая рыбьим или животным жиром. Готовят его женщины: одна жует рыбу, другая – ягоды, затем выплевывают в общую чашку и подают гостям.
В: Скажи Сомо, а кто добывает еду?
У. м. : Еду добывают мужчины. Чтобы охотиться на диких зверей, они берут на охоту лук со стрелами, копья, ножи и носилки – «ханами», чтобы нести мясо. Рыбу ловят специальными сетями на лодках-долбленках (оморочках и батах, которые выдалбливают из ствола тополя, делают из бересты и шкур нерпы. Зимой охотники пользуются лыжами – «голицами». Еще мы выкапываем в тайге корень жизни – женьшень и меняем его у китайцев на деньги или какой-нибудь товар.
В: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру. Поможем мальчику Сомо собраться на охоту. Посмотрите: у меня на доске развешаны картинки с изображением разных предметов. (На доске висят картинки, на которых изображены: лук и стрелы, пистолет, копье, лопата, нож и т. д.). Вам нужно выбрать те предметы, которые необходимы для охоты. (К доске вызывается 2-3 ребенка поочередно).
В: Молодцы ребята! А теперь, Сомо, расскажи нам, есть ли у вас какие-нибудь традиционные праздники или обряды?
У. м. : Да. Самый важный праздник у нас – это «медвежий праздник». Для моего народа медведь считается священным родственником, нашим предком, потому что он внешне похож на нас, людей, а по своему уму, хитрости и силе он считается могущественным существом – божеством. И вот, чтобы укрепить с ним родственные отношения и увеличить количество медведей в лесу, мы и устраиваем этот праздник. На него приглашаются гости из соседних и дальних стойбищ. Мы устраиваем ритуальные танцы, едим мясо медведя, чтобы еще больше с ним породниться и чтобы сила, ум и хитрость медведя передались нам. Еще священными животными у нас считаются касатка и тигр – Амба. Этим животным мы также поклоняемся и никогда на них не охотимся.
В: Спасибо тебе, Сомо, за интересный рассказ. Мы сегодня узнали много нового и познавательного о жизни коренных народов нашего края. А теперь нам пора отправляться назад. До свидания, Сомо!
У. м. : До свидания, ребята!
Итог:
В: Ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Д: Да!
В: Что нового вы узнали?
Д: (Ответы детей).
В: Что больше всего запомнилось?
Д: (Ответы детей).