Татьяна Корнеева
Конспект занятия «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Путешествие в Африку»
Цель: формировать у детей представление об особенностях природы Африки, посредством познавательной и художественной литературы
Задачи:
1) Продолжать формировать представление о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные пустыни и саванн);
2) Познакомить детей с животным и растительным миром Африки;
3) Совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения;
4) Развивать мышление, память, воображение и личностное восприятие окружающего мира;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
5) Воспитывать чувство коллективизма;
6) Воспитывать интерес к миру животных.
Предварительная работа. Чтение сказки К. Чуковского «Айболит»; рассматривание карты Африки.
Словарная работа: пустыня, Африканская саванна
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, магнитофон и кассета с записью, глобус, карта Африки, пазлы- картинки «жираф», карточки с изображением гор и джунглей; карточки животных и птиц гор: горный козел, горный баран, снежный барс, орел; карточки животных и птиц джунглей: ленивец, ягуар, попугай, райская птица;; ящик с песком для рисования.
Ход занятия
1. Приветствие.
-Сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте поприветствуем их:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг,
Крепче за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся! Здраствуйте, гости!
2. Введение в ситуацию
-Сейчас мы будем играть в игру. Вы получите по картинке и по команде должны найти свой домик. Важно, чтобы никто не ошибся. (Раздаю картинки с изображением животных) Посмотрите вот ваши домики. Что изображено на картинках? (горы и джунгли). Теперь посмотрите на свои картинки. Раз, два,три – домик себе найди!
3. Затруднение в ситуации
Перед ребенком с картинкой жирафа возникло затруднение- он не знает, куда ему пойти.
-Что за зверь у нас остался без домика? (жираф)
-А где же живет жираф? Подумайте, где может жить жираф, в каких условиях? Я вам подскажу- ему трудно наклоняться, поэтому он ест листочки на деревьях, но в густых джунглях, как мы уже говорили он не пройдет.
-В Африке. Посмотрите на карту Африки.
-В Африканской саванне. Хотите туда попасть? (да)И жирафа давайте заберем с собой в Африку.
-Тогда обратимся к герою сказки К. Чуковского, который уже побывал в Африке. Угадайте, кто это. «… Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…» Кто это? (Айболит) Конечно, вы его узнали.
4. Актуализация знаний
-Айболит рассказал, что на карте найти Африку очень легко. А полетим в Африку мы на самолете. Устраивайтесь по удобнее, пристегните ремни. Я буду ваша стюардесса и гид. А пока мы будем лететь, я начну вам рассказывать про Африку.
- Африка- царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Здесь много пустынь. Оказавшись в Африке, мы обязательно попадем в Сахару- самую большую пустыню мира, ее называют «королевой пустынь»
-В Африке растут маленькие колючие растения с длинными-предлинными корнями – такие, например, как верблюжьи колючки.
-Как вы думаете какие животные могут жить в пустыне?
-Кажется, что в пустыне не может быть животных. Но здесь живут черепахи. Питаются они напоминающими кактусы растениями с колючками, стебли которых очень сочные- именно так растения в пустыне запасаются водой, а листья- колючки не дают ее слишком быстро расходовать.
-Одно такое растение вам хорошо известно- алоэ, или столетник, как его называют в народе.
-А еще здесь можно встретить ящериц и змей. Они охотятся на насекомых и пауков, которые тоже могут жить в пустыне. Скорпионы- самые ядовитые из них.
-Вот мы и прилетели в Африку. В Африке есть не только пустыня. Я предлагаю вам отстегнуть ремни безопасности, выйти из самолета и пройти с песенкой по дорожке, вслед за Айболитом. Давайте исполним ее все вместе.
(Песня про Африку из кинофильма «Про Красную Шапочку»)
Вот мы с вами оказались в Африканской саванне. Трава в саванне всегда густая: желтая и сухая, когда нет дождя. Зеленая и сочная после дождей.
-Кое-где в саванне растут гигантские деревья. Вы не знаете, что это за деревья? Это баобабы. Толщина ствола баобаба такова, что обхватить его можно только взявшись за руки целой группе детского сада. (Детям предлагается встать в круг и взяться за руки.)
-«Баобаб большой, говорят африканцы, но из него не разожжешь даже маленького костра» Как же так! Ведь из такого большого дерева можно заготовить столько дров! Но древесина баобаба плохо горит.
-Прогуляемся по саванне, понаблюдаем за ее обитателями. Игра «Доскажи словечко». Игра «Доскажи словечко». Послушайте меня внимательно и постарайтесь догадаться о ком я говорю: «Да, охота-это дело, для того, кто очень смелый, ведь рычит, рассвирипев, царь зверей могучий ….(лев) Где же лев? Почему мы его не видим?
-Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Почему ему важно бать незаметным? Он хищник, он выслеживает добычу.
-На охоту ходят, как правило львицы. Они более подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы же склонны к царственной ленности. На кого охотятся львицы?
-Их добычей становятся зебры, антилопы, газели.
-Как же животные спасаются от хищников? (Зебры, газели антилопы быстро бегают.) Львы нападают, главным образом,на больных животных. Уничтожая их,они оберегают здоровых животных от болезней.
Игра «Сложи картинку жирафа из пазлов»
-А чтобы нам узнать с каким животным мы познакомимся дальше, нам надо из пазлов сложить картинку. (выкладывание картинки жирафа)
-Для того, чтобы получилась красивая картинка надо работать всем вместе, сообща.
-В саванне живет самое высокое животное на земле- жираф. У него длинные ноги, длинная шея. Он высотой с 2 этажный дом и достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Самое любимое лакомство жирафа- листья акаций. Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, газели, страусы.
-Чем привлекает их жираф? Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить всем тревогу.
-Глаза у жирафа посажены так,что, не поворачивая голову, он видит все вокруг.
-В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят : И петь не поет, и летать не летает… За что же народ его птицей считает? (Б. Заходер) Кто же это? (страус)
Он не умеет летать. Почему же его считают птицей? (У страуса есть крылья, на голове, как и у всех птиц – клюв.)
-Крылья страусу служат веером для охлаждения и украшением для того, чтобы найти себе пару. Страусы, как и все другие птицы откладывают яйца, из которых вылупляются птенцы. 3-4 самки откладывают яйца в одну неглубокую ямку, выкопанную в песке, а самец- страус высиживает их.
-Яйцо у страуса 15-17 см в длину и 13-15см в диаметре. Вот посмотрите. Яичницей из одного страусиного яйца можно накормить 10 человек. Страус очень прожорлив. Его еда- это растения, ягоды, зерна. А чтобы еда лучше переваривалась, страус иногда проглатывает камешки, кусочки железа и прочие предметы.
-Как видите, в Африке много животных о которых можно сказать: «Самый- самый»
Но есть еще один самый большой зверь на Земле, прямо гигант. Узнали? Это слон.
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? Слон- могучее, очень сильное животное. Льву с ним не справиться. Что. По- вашему самое удивительное у слона? (хобот) Он собирает с помощью хобота листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. А еще он играючи переносит довольно толстое дерево. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживая своих детенышей. Слоны любят купаться.
-Давайте сейчас подойдем к песочнице и нарисуем то, что любит кушать слон. А сначала мне назовите, что же он любит кушать? (Бананы, яблоки, груши, травку, листочки с деревьев)
Рисование на песке в песочнице (коллективное)
-Из сказок вам хорошо известна одна из рек Африки- Лимпопо. Лимпопо-это широкая, очень красивая река.
-По ее берегам растут лимоновые деревья и апельсиновые деревья.
-А еще в Африке есть такая гора, которая называется Килиманджаро. Давайте вспомним слова из сказки К. Чуковского «…Вот идет гиппопотам, он идет от Занзибара, он идет в Килиманджаро…»
-Она возвышается посреди открытого пространства. Высокая, гордая, со сверкающими снежными вершинами, гора выглядит совершеннейшим чудом природы. С гор бегут полноводные ручьи, дающие живительную влагу растениям.
-На склонах горы растут бананы и кофейные деревья. Теперь вы знаете, где растут тропические плоды: лимоны, апельсины, бананы, кофейные зерна.
5. Итог
-Вот и заканчивается наше удивительное путешествие в Африку. Нам пора отправляться в детский сад. Проходим садимся в самолет. Пристегнули ремни. А по дороге вы мне расскажете, что же интересного вы увидели и узнали в нашем путешествии.