Ольга Самоловова
Программа «Путешествие с ребенком по миру искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа «Перспектива» город Сургут
Методическая разработка на тему:
«Путешествие с ребенком по миру искусства»
в рамках дополнительной общеобразовательной
программы
художественной направленности
«СОЛНЫШКО В ЛАДОШКАХ»
Автор: Самоловова Ольга Петровна,
педагог дополнительного образования
«Истоки способностей и дарования детей -
на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой
Публикация «Программа „Путешествие с ребенком по миру искусства“» размещена в разделах
мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок». (В. А. Сухомлинский)
Аннотация
В методической разработке «Путешествие с ребенком по миру искусства» представлен опыт работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной школы «Перспектива» по развитию художественно-творческих способностей детей, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности, через использование нетрадиционных техник рисования, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей. Речь идет о системе образовательных событий, технологии их организации и проведения. Автор рассматривает методические приемы на разных этапах реализации программы, раскрывает составляющие в структуре события, делает акцент на деятельностный характер технологии образовательного события, актуализирует необходимость развития художественно-творческих способностей детей, выстраивает стратегию взаимодействия педагога и детей в направлении личностного развития воспитанников, формирования необходимых компетенций и формирования духовно-нравственных ценностей.
Методическая разработка предназначена для руководителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме.
Введение
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».
Эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и является результатом эстетического воспитания. Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно – эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Также одна из серьезных проблем нашего времени - отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также
передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Ребенок познает тогда, когда его деятельность вызывает радость, изумление, удивление, восторг. Использование в рисовании нетрадиционных техник позволяет этого достичь. Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро получить желаемый результат. Использование таких техник удовлетворит любопытство ребенка, поможет преодолеть такие качества, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». По словам М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру». Творческий процесс – это настоящее чудо. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
С учетом всего вышесказанного и возникла идея создания методической разработки в рамках дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Солнышко в ладошках». Основу которой составили образовательные события, которые позволяют развить творческий потенциал ребенка и учат принимать нестандартные решения, а также формируют духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, что немало важно в наше время. Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Солнышко в ладошках» на базе нашего учреждения реализуется с 2007 года. В рамках данной программы были апробированы различные активные формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Цель программы : Развитие художественно-творческих способностей детей, эстетических качеств, инициативности и самостоятельности, через использование нетрадиционных техник рисования, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1. Создать условия для развития творческой личности воспитанника с гибким, нестандартным мышлением через общение с искусством
2. Формировать элементарные представлений о видах искусства
3. Формировать духовно-нравственные ценности и чувство сопричастности к культурному наследию.
4. Развивать воображение, предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.
5. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии, уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.
Методологическую основу методической разработки составляют идеи развития художественно-творческих способностей детей (Т. Г. Казакова, А. В. Шестакова, Н. В. Дубровская, Т. В. Королева, Г. Г. Григорьева, И. Е. Аллаярова) и формирование духовно-нравственных ценностей (Князевой О. Л., Маханевой М. Д.).
Новизна методической разработки выражается в том, что в ней представлены идеи по повышению эффективности образовательного и воспитательного процессов, направленных на формирование творческой личности, любящую и понимающую культуру своего народа, а также культуру народа, проживающего рядом с ним.
Практическая значимость разработки заключается в том, что в ней разработаны формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческой активности. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души.
Данное пособие поможет превратить творческий процесс в настоящее чудо, которое к тому же близко связано с формированием духовно-нравственных ценностей.
Содержательная часть.
Данная разработка направлена на развитие творческих способностей и формирование духовно-нравственных ценностей, через использование нетрадиционных техних изображения.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития
и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Привлекая родителей, работников музея помогаем детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. Дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. А также в процессе занятий дети знакомятся с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности.
К тому же учитывается региональная составляющая. В программе предусмотрены занятия, направленные на знакомство детей с культурой народов Ханты.
В программе «Солнышко в ладошках» наряду с художественно-эстетической направленностью определен конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должны усвоить дети в процессе обучения. Программа ориентирует детей дошкольного возраста на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изображения.
Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп на основе культурного обогащения содержания художественно-эстетической деятельности детей, придания ему развивающего и творческого характера. Формы занятий: практические и творческие занятия, игры, выставки детских работ, посещение выставок, музеев. Совместная творческая деятельность с родителями воспитанников.
Программа состоит из пяти модулей, направленных на развитие художественных навыков, мелкой моторики, общекультурное развитие и духовно-нравственное воспитание ребенка с учетом возрастных особенностей.
Модуль 1 «Я не художник, я учусь»
Этот этап является самым важным, поскольку именно здесь происходит «закладка фундамента будущего здания». Результаты работы будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть кисточкой и карандашом, воспринимать форму и композицию. Для этого необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом, чтобы каждое занятие было эмоциональным, включало в себя игровые моменты, разнообразные техники нетрадиционного рисования. Образовательная задача модуля: познакомиться с основами изобразительной деятельности. Учебные задачи: научиться навыкам рисования и умению создавать многоцветные выразительные образы.
Модуль 2 «Природы легкое прикосновение»
На данном этапе главное, чтобы ребенок мог видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки. Образовательная задача модуля: учить отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
Учебные задачи: научиться изображать предметы и явления, правильно передавая цвет и форму, передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Также на данном этапе происходит знакомство с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический и былинный жанр.
Модуль 3 «Симфония цвета»
На данном этапе главное, чтобы ребенок мог передавать выразительность образа при помощи цвета Образовательная задача модуля: учить основные цвета. Учебные задачи: научиться изображать предметы и явления, правильно передавая цвет.
Модуль 4 «По следам наших предков»
На данном этапе главное приобщение ребенка к народной культуре, через знакомство с разными видами народного искусства и переживание отношения к ним в продуктивной деятельности. Образовательная задача модуля: вызвать интерес детей к народному и декоративному искусству. Учебные задачи: научиться создавать ритмические композиции на основе народного творчества.
На данном этапе происходит знакомство детей с Дымковским, Филимоновским, Каргопольским, Гжельским, Богородским, Жостовским, Вологодским, Городецким, Мезенским, Хохломским промыслами, с соломенными игрушками и игрушками из бумаги, с архитектурой, тестопластикой, с кружевоплетением. Первое знакомство с народным костюмом, праздниками. А также изучение обычаев, быта и промыслов народов Ханты.
Модуль 5 «Фантазеры»
На данном этапе главное, чтобы дети проявляли самостоятельность при выборе способов изображения для создания выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы. Педагог – наблюдатель. Образовательная задача модуля: переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству. Учебные задачи: научиться самостоятельно выбирать способы и приемы изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
На данном этапе необходимо развивать у детей уверенность в своих силах, способствовать снятию детских страхов. Учить детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Развивать творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:
• формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
• создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
• ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Для реализации программы в МБОУ НШ «Перспектива» имеется необходимые условия, которые включает кадровые, научно-методические, организационно-педагогические, и материально – технические условия.
Материально-технические условия
Художественно-изобразительное оборудование, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Техническая платформа
Ноутбук, интерактивная доска, проектор, экран.
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Солнышко в ладошках» включает систематизированный комплекс учебно-методических и наглядного материала.
К учебно-методическим материалам относятся разработки занятий по изобразительной деятельности для всех возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет).
К наглядно-методическим материалам относятся:
* тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Фрукты» и т. д.);
* дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т. д. ;
* технологические карты для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом»);
*подбор разнообразных иллюстраций помогающих создать образ.
* репродукции и предметы искусства (натюрморты, пейзажи, портреты, народные игрушки и др. виды изделий).
Ожидаемые результаты освоения программы :
За время обучения дети приобщаются к национальному культурному наследию народов России, приобретают основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребенка формируются практические художественные умения и в результате – складывается опыт художественно-творческой деятельности.
В результате обучения не менее 80% детей примут участие:
- в творческих конкурсах международного, всероссийского, муниципального уровней
- в творческих проектах и конкурсах на базе школы
- в семейных творческих проектах и мастер-классах
К целевым ориентирам воспитания и обучения по данной программе относятся :
- приобретение специализированных начальных знаний по изобразительной грамотности
-получение элементарных представлений об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве
-получение специализированных навыков рисования разными художественными материалами.
Заключение.
Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности.
Дошкольный возраст – это период, являющийся наиболее благоприятным для эстетического развития, совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Пользуясь этим, педагоги способны основать прочный фундамент эстетически развитой личности, ведь именно в дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Интегративным результатом реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования.