Наталья Беденина
«Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи». Конспект музейно-образовательного занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник Кижи
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно - образовательного занятия «Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи».
Тематика: «Кижский архитектурный ансамбль — выдающийся памятник деревянного народного зодчества, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО»
Публикация «„Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник „Кижи“, Конспект музейно-образовательного занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Домовой, домовенок
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Тема: «Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи»
Цель: формирование у детей основ культуры на основе ознакомления с величайшим памятником деревянного зодчества музея – заповедника «Кижи», с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Рекомендуемый возраст детей: 6-7 лет
Материалы и оборудование:
•Мультимедиа проектор,
•магнитофон,
•презентация «Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи»,
•интерактивная игра-путешествие «Усадьба карельского крестьянина» или на сайтеhttp://kizhi.karelia.ru/
•аудиозаписи «Музыка природы. Вода», «Гудок парохода»,
•аудиозапись песни «Раскрасавица-девица» в исполнении Государственного ансамбля «Кантеле».
•палочки для демонстрации сборки венца,
•шарф
•картинки-раскраски с изображением Преображенской церкви.
Ход:
Воспитатель появляется в виде домового.
Ходит, смотрит по сторонам, ищет что-то, бормочет:
-Ой, горе мне, горе, потерялся, потерялся. Что делать-то?
Замечает детей.
-Здравствуйте, люди добрые? (кланяется до земли) Вы чьих будете? (Кто вы). А где я очутился? (В каком городе, месте)- ответы детей.
-А меня величают домовым Яшей. Живу я в музее-заповеднике, а он на острове чудесном находится, который омывается водами Онежского озера.
-А про музей-то слыхивали, что это такое? (это место, в котором разные ценные вещи хранятся, эти вещи экспонатами называются, так мои экспонаты прямо под открытым небом стоят. Это памятники деревянного зодчества… Вот сколько слов непонятных сказал! Вы, наверное, ничего и не поняли. Давайте разбираться.
- Что такое деревянный? (сделанный из дерева). Значит мои экспонаты деревянные!
-А что такое зодчество? Даже не ломайте голову, все равно не знаете. Я-то давно живу, все знаю. Слово «зодчество» (звучит красиво, не правда ли) - это древнее слово и означает умение красиво строить здания.
-Ну, так что же в моем музее хранится? (Красивые деревянные дома). Таких сейчас не строят. Это необычные дома, диковенные.
-А заповедник что такое? Опять не знаете? Ладно, расскажу. Это место, которое охраняется государством. Хотите увидеть мой особенный музей-заповедник? (Слайд 2)
-Может, кто-то узнал? Как он называется?
-Мой музей называется «Кижи»! В этом музее собраны уникальные памятники деревянного зодчества (мы уже знаем, что это очень красивые деревянные постройки, каких нет в мире, только здесь). И находится он совсем недалеко от Петрозаводска, на острове Кижи.
-А хотите поехать туда прямо сейчас?
-А на чем можно отправиться? (варианты детей). Если это остров, то можно добраться по озеру на корабле (пароходе). (Слайд 3)
-Но наш корабль не поплывет, нужно что? Купить билеты! У меня есть для вас билеты, но вы получите их, отгадав карельские загадки.
-А почему карельские? Так где же вы живете? (в Карелии)
Итак:
1. Растет в лесу, рождается дома
В стене стоит и поскрипывает. (Дверь)
2. Маленький, кругленький,
Большую крепость стережет. (Замок)
3. Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)
4. В лесу кланялся, кланялся,
Пришел домой - в сенях растянулся. (Топор)
-Ну, занимайте свои места. Все садятся на ковер. Закройте глаза. Поплыли. (Запись - звуки воды)
-Мы приплыли, выходите на берег, любуйтесь. (Слайд 4)
-Это одно из самых красивых строений – Кижский архитектурный ансамбль: две церкви и колокольня. (Слайд 5)
Самая красивая и величественная – вот эта. Не правда ли? (Слайд 6)
Это церковь Преображения Господня или Преображенская. В этом году будет ровно 300 лет, как ее построили. Представляете, сколько лет она стоит. Говорят, что построена она без одного гвоздя.
-А Вы запомнили, как называется этот остров? (Кижи)
-Необычное название. Может, вы знаете, что оно означает?
-Об этом мне еще бабушка и дедушка рассказывали, да все по-разному.
-Бабушка говорила, что слово «Кижи» идет от карельского слова «кижат», что означает «игрища». (Слайд 7)
-Издавна любили местные люди веселиться, петь, танцевать, играть. Да и сейчас не против. А вы, не хотите тоже повеселиться, поиграть и научиться танцевать старинные карельские танцы. А ну, вставай в хоровод и повторяйте за мной.
Звучит песня карельская народная песня в исполнении Государственного ансамбля «Кантеле» «Раскрасавица-девица».
Все повторяют движения:
1. Двигаются все вместе, держась за руку в одну сторону,
2. По сигналу все поворачиваются и двигаются в другую сторону,
3. По сигналу все вместе двигаются в центр круга,
4. По сигналу все вместе двигаются от центра
5. Затем ведущий расцепляется и делает «змейку» внутрь круга, при достижении середины, поворачивается и раскручивается, пока не получится круг,
6. Повтор движений 1-2.
-Понравилось? А давайте поиграем в старинные карельские игры.
-Наша первая игра называется «Сиди, сиди, Яша». Нам нужен Яша. Давайте его выберем с помощью карельской считалки:
Раз-два-три-четыре,
Жили мыши на квартире,
Чай пили, чаши били,
По три денежки платили.
Кто не хочет платить –
Тому водить.
Сиди, сиди, Яша! (описание игры)
Кто-нибудь становится «Яшей». Ему завязывают глаза, сажают в центр круга. Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:
Сиди, сиди, Яша,
Ты – забава наша.
Погрызи орешки
Для моей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три – ищи!
После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.
Кукот (Петухи)
Петухи – известные драчуны. «Петухов» выбирают при помощи считалки. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись, пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе ноги. Незамедлительно следует наказание: проигравший должен кукарекать во все горло.
К выигравшему подходит следующий «петух», и игра продолжается.
-Устали? Давайте немного отдохнем.
-Напомните мне, как называется этот музей-заповедник? (Кижи). Бабушка мне рассказывала, что «Кижи» идет от карельского «кижат», то есть «игрища», а дедушка мне рассказывал, что «Кижи» произошло от карельского слова «кииджи»- водный мох, который с давних времен использовали в Кижах для утепления деревянных построек. (Слайд 8)
А на моем острове так много разных деревянных построек, таких красивых. Да, раньше умели строить. Сколько лет уже стоит. Потому что они строили необычным способом. Они секрет знали.
-А вы знаете, что с давних времен умели возводить дома без гвоздей и пилы? Самым главным орудием был топор, поэтому в старину говорили не «строить», а «рубить» дом. Обтесанные топором готовые бревна складывали друг за другом в венцы. (Слайд 9)
Один венец, другой, третий и так до самого верха. Собирался дом, как конструктор.
-Хотите побывать в роли карельского «строителя» дома? (Дети пробуют палочки с углублениями на концах уложить в венцы.)
-Потом в стенах прорубали топором окна, затем этот дом украшали разными узорами. (Слайд 10)
-Кстати, я живу в одном замечательном доме, который напоминает сказочный терем, в котором раньше жила большая семья крестьянина Максима Яковлева. У него также в хозяйстве были баня и амбар (место, где хранили зерно и разные хозяйственный предметы). (Слайд 11)
-А Вам интересно, как раньше люди жили и вели хозяйство. Я приглашаю вас на экскурсию в усадьбу М. Яковлева.
В экскурсии используется интерактивная игра-путешествие «Усадьба карельского крестьянина» (ее можно найти на официальном сайте музея-заповедника:http://kizhi.karelia.ru/)
(Воспитатель выборочно показывает слайды, комментируя по ходу):
-Посмотрите, какое хозяйство было у этой семьи (обзор усадьбы): большой дом, амбар для хранения зерна и хозяйственного инвентаря и баня.
-Начнем нашу экскурсию с дома. Посмотри, какой он? (деревянный, красивый, двухэтажный, большой) Это дом, в котором жилое помещение и хозяйственная часть располагаются друг за другом. В дом можно зайти в двух сторон: с парадного крыльца и со стороны сарая, который находится на втором этаже. На втором этаже располагается летняя изба, т. е. помещение, в котором жили только летом. Почему? Потому что зимой там холодно, и вся семья жила на первом этаже в зимней избе. В доме есть и сарай, и кладовка.
-Амбар находится недалеко от дома так, чтобы был виден из окон. Там хранили зерно, муку, а также хозяйственный инвентарь (инструменты).
-Баня срублены из соснового бруса, а двери и окошка были узкие, чтобы зайти в баню, нужно нагнуться. Это делали дл того, чтобы сберегать тепло. Карелы относились с большой любовью к своей бане.
Красивые дома? (Слайд 12) И люблю, когда сюда приезжают люди, ходят, смотрят, веселятся, как когда-то в старину веселились и играли наши предки.
-Такой красоты нигде больше нет. И нам надо сделать так, чтобы эта красота радовала нас еще долго и долго. (Слайд 13)
Дети слышат звук теплохода.
-Ну, дорогие гости, вам пора возвращать домой. Пароход вас ждет. На память о моем чудесном острове, который как называется, вы не забыли?- я подарю вам картинки-раскраски с изображением самой красивой церкви. (Слайд 14).
Посмотрите, она находится в ладошках. Это наша драгоценность, наша гордость и мы должны гордиться, что мы живем в Карелии, что у нас есть такой чудесный остров Кижи, на котором собраны такие красивые деревянные памятники. (домовой раздает детям картинки)
Дети садятся на ковер
-Приезжайте ко мне и привозите своих родителей и друзей. Мы всем рады! До свидания! До встречи в Кижах. Не забудьте раскрасить картинку.
Звучит аудиозапись (Звуки воды, воспитатель уходит. (Слайд 15)
Дети проходят за столы и раскрашивают картинку.
Как рассказывали коллеги, присутствующие на занятии, что после того как дети открыли глаза, кто-то пошел сразу за стол раскрашивать, кто-то сказал, что отнесет домой, покажет родителям и расскажет, что он сегодня узнал, а один мальчик сказал, что надо посмотреть в интернете еще о КИЖАХ. Рада, что занятие оставило такой отклик в сердцах детей. Потом на прогулке подходили и благодарили, что узнали столько интересного.
И в заключении хочется сказать, что на V Фестивале музейно-образовательных занятий и программ «Наследие — детям» я заняла второе место. Это очень значимая для меня победа.