Виктория Евсеева
Конспект спортивного развлечения «Путешествие по Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34» города Бийска Алтайского края
Конспект
«Путешествие по Руси»
Подготовили:
Евсеева В. А., инструктор по физической культуре
Чернышова Н. С., воспитатель
Бийск, 2023г.
Публикация «Конспект спортивного развлечения „Путешествие по Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Тема: «Путешествие по Руси»
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: старшая
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни, традициях и быте наших предков посредством народных игр.
Образовательные задачи:
- формировать элементарные представления об истории человечества,
-продолжать формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа,
-расширять кругозор детей.
Развивающие задачи :
-развивать познавательный интерес детей, любознательность,
-развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх.
Воспитательные задачи:
-воспитывать патриотические чувства,
-воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям любви к Родине,
- воспитывать интерес к спорту.
Предварительная работа: экскурсия в музей «Русская горница», беседа «Как жили наши предки», спортивное развлечение «Народные игры», чтение былин о богатырях, знакомство с пословицами и поговорками.
Оборудование: презентация «Путешествие по Руси», атрибуты для подвижных игр, атрибуты деревянной избы, ноутбук, мультимедийная установка, карта.
Организационный момент, начало занятия
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Вводная часть ООД
Дети заходят в музыкальный зал.
Ответы детей: Русь.
Ответы детей: Славяне.
Ответы детей: Славяне - похоже на слова «слава».
Ответы детей: Из летописей, былин и сказаний.
Ответы детей: Да.
Ответы детей: Да.
Ответы детей: Богатыри.
Дети шагают на месте.
Руки согнуты в локтях, показывают силу.
Руку правую подносим козырьком к глазам.
Ноги в стороны.
Поворот вправо.
Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево.
Руки на поясе наклоны влево – вправо.
Руки вверх.
Ответы детей: Закрываем мы глаза - вот такие чудеса.
Время убегает – в прошлое нас возвращает.
Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай.
Головою не крути- только глазками смотри.
Ты налево посмотри
Ты на право посмотри
Вверх, вниз-в прошлом окажись!
Пришло время готовиться к выходу в прошлое.
ВП - Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Василиса Премудрая. Вы уже много знаете о жизни русского народа, о многих обычаях и традициях, научились танцевать русские народные танцы, играли в народные игры. Сейчас вы живете в огромной стране - России. А как называлась Россия раньше?
ВП – Правильно. Русь. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?
ВП - Да, правильно, славяне – от них ведет начало наш русский народ. А почему они так назывались?
ВП -Молодцы, да «слава» - значит славный народ. Привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, откуда мы с вами все это узнали?
ВП – Ребята, хотите отправиться в путешествие по Руси?
ВП - Я предлагаю вам отправиться в прошлое. Попасть в прошлое сможет лишь тот, кто любит и знает былины и сказания, пословицы и поговорки, танцы и игры. Ребята, я вам сегодня принесла сундук с сокровищами. Ой, а где же он?
ВП – Попробуем найти сундук и отправиться в прошлое?
ВП – Ребята, а когда на Русь нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные, самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Как их называли?
ВП – Для того, чтобы нам справиться с заданиями Б-Я, давайте проведем богатырскую разминку и станем такими же сильными.
Дружно встанем раз-два-три
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим, Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.
Наклонились влево – вправо
Получается на славу!
ВП – У меня есть волшебный клубочек, он нам покажет дорогу и поможет перемещаться по Руси. Необходимо прочесть волшебные слова и клубочек покатиться. Закрываем глаза и повторяем за мной.
Закрываем мы глаза - вот такие чудеса.
Время убегает – в прошлое нас возвращает.
Крепко, крепко закрывай и тихонько открывай.
Головою не крути- только глазками смотри.
Ты налево посмотри
Ты на право посмотри
Вверх, вниз-в прошлом окажись!
Пришло время готовиться к выходу в прошлое. В зале звучит песня «Ах, ты степь широкая». Детей встречает Василиса Премудрая.
Слайд 1. Русь
Слайд2. Славяне
Слайд 3. Видео письмо от Б-Яги.
«Ну, здравствуйте, детишки, проспали, проворонили свой сундук с добром! Я его далеко запрятала. Место, где спрятан сундук, вы найдете по карте, а части карты вы будите находить, путешествуя по Руси».
Слайд 4. Богатыри.
ВП и дети выполняют движения согласно тексту.
Гимнастика для глаз.
Основная часть
Ответы детей: Это похоже на дом наших предков – славян.
Дети играют в соответствии с правилами.
Дети выполняют упражнение.
Ответы детей: Праздник у наших предков.
Ответы детей: Да.
Дети играют в соответствии с правилами.
Дети выполняют упражнение.
Ответы детей: В поле, наши предки сеют хлеб.
Дети играют в соответствии с правилами.
Ответы детей: на рынке.
Ответы детей: где все продают и покупают.
Дети играют в соответствии с правилами.
Дети играют в соответствии с правилами. ВП –Ребята, посмотрите, наш клубочек ведет нас по кочкам через болото. Идем друг за другом в одну колонну, наступаем только на кочки.
ВП – Где же мы с вами оказались?
ВП – Вы правы, ребятушки. Давным - давно наши предки строили себе дом, срубленный из бревен и назывался он – изба. Избы строили большими, жили в них семьям: деды и отцы, внуки и правнуки. Добрым гостям всегда рады были, ворота отворяли и за стол приглашали. А сейчас и мы в гости попали. Давайте с вами поиграем в старинную русскую игру «Золотые ворота».
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друг друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
ВП – Ребята, посмотрите, вот первая часть карты.
ВП – Молодцы. А клубочек дальше покатился, ведет нас через кочки да канавки. Ребята, нам нужно перешагивать через кочки высоко поднимая поочередно ноги и перепрыгивать на двух ногах через канавки.
ВП – Смотрите, где же это мы?
ВП -Наши предки, ребята, не только много работали, они еще любили веселиться, играть и праздники отмечать. Праздники в старину встречали весело, с выдумкой: водили хороводы, пели песни, затевали игры. В них принимали участие и взрослые и дети. А вы любите играть?
ВП -Тогда я вас приглашаю на праздник. Мы с вами поиграем в народную игру, в которую на горке в праздник играли наши предки «Чурилки». Послушайте правила. Выбираем двоих детей. Одному завязываю платком глаза, другому даю колокольчик, затем ведут вокруг них хоровод и поют:
«Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?»
После этих слов игрок с колокольчиком начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки.
ВП – Ребята посмотрите, а вторая часть карты.
ВП – Наш клубочек снова зовет нас в дорогу. Нам предстоит пройти по веревочному мостику через реку. Идем в одну колонну, подняв руки в стороны, держа равновесие.
ВП - Куда же это нас клубочек привел?
ВП - Весной у наших предков появляется много дел: нужно просушить семена и приготовить орудия труда. Начинаются земледельческие работы. Наши предки – славяне верили в предания, высшие силы Земли. Совершали обряды. Вот например, прежде чем засеять поле, совершали обряд пробуждения Земли – взрослые прыгали, топая о землю посильнее, чтобы разбудить ее для посева. День сева был самым ответственным, но и самым торжественным днем для крестьянина в земледельческом году. Давайте и мы с вами поможем нашим предкам пробудить землю ото сна и походим по полю в старинной игре «Заря – зарница».
Ребята, вставайте в круг, руки держите за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые,
В ленты обвитые.
С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.
ВП – Молодцы, ребята, посмотрите, а вот третья часть карты.
ВП – А клубочек нас дальше зовет. Нелегок наш путь. Нужно пройти под дугами, сгруппировавшись.
ВП -Ребята, где мы оказались?
ВП – Мы с вами на ярмарке оказались. Кто – нибудь знает сто такое ярмарка?
ВП – Это, ребята, называется – ярмарка. Ярмарки бывали несколько раз в году, и торговали там самым разным товаром и помногу: если мука, то мешками, если дрова, то телегами, даже скот продавали. Ярмарка на Руси – это было место проведения традиционного досуга, здесь не только велась торговля, это – место гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений. Люди приезжали на ярмарку на людей посмотреть, да себя показать.
Торговушка – Здравствуйте, ребятушки, я Торговушка.
Эй, на ярмарку спеши, купи что хочешь для души!
Здесь баранки, бублики, приготовьте рублики!
Тары-бары-растабары, продаются самовары!
Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!
Знала, что придете вы обязательно на ярмарку, вот и приготовила для вас игру русскую народную, что на ярмарке играли.
Кому не досуг – вставайте в круг!
Как по улице по нашей
Прокатился горшок с кашей!
Давай горшки бить
Да народ веселить!
Ребята, игра называется «Горшок с кашей». Все делают большой круг, в центре стоит водящий. Он крутит веревку с привязанным на конце– «горшком» и проговаривает слова игры:
Как по улице по нашей
Прокатился горшок с кашей!
Давай горшки бить
Да народ веселить!
Все перепрыгивают через веревку. Кто её заденет, тот выбывает из игры.
Торговушка – Ребятушки, молодцы. Так с вами весело играть было, вот держите, это вам за старания.
ВП – Спасибо вам Торговушка за часть карты да за интересную игру.
ВП – Ребята, мы с вами достали последнюю часть карты - как настоящие богатыри, справились со всеми заданиями и можем теперь устроить богатырские забавы. Хочу научить вас одной старинной богатырской забаве. В нее играли наши предки, проверяя свою силу и ловкость и быстроту. А называется игра «Чура». Ребята, делимся на две команды. Ваша задача с помощью палки докатить мяч до ориентира и вернуться обратно в команду, передав мяч и палку следующему игроку. 9 «кочек» на расстоянии 10 см., расположенные в шахматном порядке.
Слайд 5. Русь деревянная.
ВП объясняет правила игры.
5 набивных мячей лежат на расстоянии 15 см, веревочки 5 шт на расстоянии 30 см.
Слайд 5. Народные гуляния.
ВП объясняет детям правила игры.
Ребриста веревочная доска.
Слайд 6. Работа в поле, огороде.
ВП объясняет детям правила игры.
Слайд 8. Ярморка.
Выходит Торговушка с лотком.
Торговушка объясняет правила и играет с детьми.
Торговушка отдает часть карты и уходит.
ВП объясняет правила.
Заключительная часть
Ответы детей: Русь.
Славяне.
Место где шла продажа, а люди играли и веселились.
Защитники Руси.
Золотые воротца, Чура, Горшок с кашей.
Дети составляют карту и находят сундук.
ВП – Ну что клубочек, показывай нам дорогу в детский сад. Что то не хочет клубочек катиться. А я поняла, вы должны ответить на вопросы о нашем путешествии.
-Как называлось наше государство раньше?
-Как называли наших предков?
-Что такое Ярморка?
-Кто такие богатыри?
- В какие народные игры мы играли?
- В какую игру будите играть с ребятами во дворе?
ВП – Катись клубочек в детский сад. Ребята, мы должны пройти через болота след в след.
ВП – Здорово, получилось. Ребята, давайте скорее соберем все части карты и узнаем, где же наш сундук.
ВП – Ребята, я дарю вам новую книгу, где вы сможете записывать свои интересные истории из жизни детского сада. А наше путешествие подошло в концу. До новых встреч.
Слайд 10. Вопросы – картинки.
5 обручей в шахматном порядке.
Слайд 11. Детский сад.
В сундуке книжки – потешки и новая чистая большая книга.
Литература
1. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. / Р. С. Буре - М: Мозаика-Синтез, 2012. – 80с.
2. Детские подвижные игры народов ССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. - М. : Просвещение, 1988. - 239 с. : ил.
3. От рождения до школы: Основная образовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 4-е изд., перераб. - М: Мозаика-Синтез, 2016. – 352с.
4. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятия с детьми 3- 7 лет / Л. И. Пензулаева - М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 128с.
5. Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа / Л. И. пензулаева - М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 128с.
6. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. - М. : Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.