Артеева Лидия Викторовна
Путешествие по родным местам
Цель:
Уточнить и конкретизировать знания детей о природе родного края, закрепить название реки – Лютога, продолжать знакомить с историческим происхождением этого названия. Добиваться правильных ответов об обитателях реки, называть 3 – 4 вида рыб, рассуждая об их разнообразии. Продолжать учить узнавать обитателей животного мира по описанию (загадкам или по внешнему виду). Побуждать детей рассказывать об условиях обитания животных нашего края. Упражнять ребят в умении различать и правильно называть хвойные деревья нашего леса, опираясь на наглядность, определять птиц по внешнему виду, отмечая их характерные особенности. Воспитывать чувство гордости за родной край, желание любоваться его красотой, беречь её, больше узнавать о природе родного края.
Публикация «Путешествие по родным местам» размещена в разделах
Продолжать учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах трех, отвечать на вопрос - сколько? Упражнять в умении сравнивать двух групп предметов, обозначая результат сравнения словами: больше – меньше, столько – сколько, поровну. Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, обозначая результат сравнения словами: самое высокое, самое низкое, выше- ниже.
Поддерживать интерес к познавательной деятельности.
Материал: Макеты деревьев (ель, сосна, иллюстрации птиц (трясогузка, макет ягодки, игрушки рыбки, удочка, ведерки, игрушки – белка, зайка, шишки, листики подорожника, гнездо, импровизированная река.
ТСО: магнитофон, аудиозаписи с голосами птиц, журчание воды.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами давно не были в гостях у нашей реки, давайте навестим её.
Воспитатель вместе с детьми идёт к импровизированной реке, любуется её красотой. (Звучит аудиозапись – журчание воды)
Воспитатель: - Многие жители нашего города любуются красотой нашей реки, кому – то хочется нарисовать её, а вот Людмила Майер написала о нашей реке стихи:
…Люблю тебя моя Лютога
Люблю за главный тихий берег
Таких как ты речушек много,
Но все ж тебя красивей нет!
Воспитатель: - Посмотрите, что эта за птичка на берегу реки?
Дети: - Трясогузка
Воспитатель : - Почему она так называется?
- Как называют её в народе? (ледоломка)
- Почему?
- Где она живёт? Как строит гнёзда?
Ответы детей.
Воспитатель: - Трясогузка приглашает нас в путешествие по реке. Но как? Она полетит, а мы?
Дети : (построим мост, лодку)
Воспитатель: - Что это за лодка такая интересная, наверное рыбаки оставили отправимся на ней по реке.
Воспитатель : - Кто знает, почему река называется Лютога?
(Так её назвали древние люди – айны, которые жили около реки. На их языке «Лютога» означает «Дорога к морю».)
- Чем богата наша река?
Дети: - Рыбой
Воспитатель: - Какая рыба водится в нашей реке?
Дети: - Горбуша, корюшка, навага, краснопёрка, камбала.
Воспитатель: - Что из неё готовят?
- Давайте причалим к берегу, порыбачим.
В лодке воспитатель и дети обнаружили удочки и ведерко.
Воспитатель: - Алеша поймал одну рыбку, Настя ещё одну.
- Сколько рыбок стало в ведёрке? (2)
- Егор поймал еще одну.
- Сколько стало? (3)
- А сколько рыбок плавает в реке? (1)
- Где больше рыбок?
- Что надо сделать, чтобы по 2 рыбки?
Дети: - Отпустить одну рыбку.
Воспитатель и дети сравнивают количество рыбок и плывут дальше. Вдали замечают пихтовый лес.
Воспитатель: - Ребята, давайте сделаем остановку и прогуляемся по нему.
Воспитатель и дети рассматривают ёлочки и сравнивают их по высоте. (Самая высокая, самая низкая; выше – ниже)
Воспитатель: - А чем они ещё отличаются?
Дети: - Иголками.
Воспитатель: - У одной ёлки иголки длинные, а у другой короткие.
- Как называется дерево, у которого длинные иголки?
Дети: - Сосна
Воспитатель: - Как называется дерево, у которого иголки короткие?
Дети: - Ель.
Воспитатель: - А сколько здесь шишек и все они разные.
Игра «С какого дерева шишки?»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, кто здесь живёт?
Кто в дупле живёт?
Орешки грызёт?
На деревьях резвиться
Упасть не боится? (Белка)
Дети рассказывают о жизни белки в лесу.
Игра «Кто больше шишек соберёт?»
Воспитатель и дети замечают, что за кустом плачет зайка.
Воспитатель: - Что случилось зайка?
Зайчик: - Лапку поранил.
Воспитатель: - Ребята, у нас нет под рукой аптечки, что же нам делать?
Дети: - Сорвать лечебную травку – подорожник и приложить к ранке.
Зайчик благодарит детей.
Воспитатель : - А нам ребята, пора возвращаться в детский сад.
- Понравилось, вам путешествие?
- Что больше всего запомнилось?
Ответы детей.
Воспитатель: - Когда вернемся в группу, можете взять карандаши и нарисовать, что больше всего запомнилось и понравилось.