Мая Полещук
Путешествие по родному краю. Фотоотчет
▼ Скачать
Живу в городе Зея с шести лет, когда мои родители привезли семью на стройку века - Зейскую ГЭС. Можно сказать это моя малая родина и самое дорогое место, потому что такой природы и такой реки нигде нет. Немало интересных и уникальных мест хранит зейская природа. На территории Зейского района проложены десятки интереснейших туристических маршрутов. В феврале мне посчастливилось побывать на Арбинской писанице. Она самая крупная и примечательная, и самая величественная в Приамурье. Не зря её старожилы зовут Церковью. Находится исторический памятник в 70 километрах от города Зея на реке Арби. Когда наша группа подошла к гранитным скалам, нас охватило особое волнение при виде наскальных рисунков древних художников. Со стен тридцатиметровых скал, возвышающихся над водой, на протяжении более ста метров смотрели на нас выведенные рукой человека странные существа, птицы, звери, люди. Авторы этих писаниц, по определению академика А. П. Окладникова, - предки сегодняшних эвенков. Петроглифы (рисунки) выполненные природной краской охрой, датируются ранним железным веком (первое тысячелетие н. э.). Рассматривая сюжетные картинки на камнях, а их 26, мы пытались понять, каким был автор и что он пытался донести своим современникам и потомкам? Конечно сильным и смелым, суровая природа, каждодневная борьба за жизнь делали его таким. Можно гадать : о чем рассказывают эти скромные сюжеты? Наш земляк доктор наук, известный археолог и этнолог А. И. Мазин обьясняет, к примеру, рисунок, изображающий битву гиганской змеи (кулин) и мамонта (сэли, графическим пересказом мифа об образовании гор, рек и озёр.
Публикация «Путешествие по родному краю, Фотоотчет» размещена в разделах
Эвенки называют наскальные рисунки оненами, что в переводе значит «украшение», «красиво», поэтому некоторые ключи и речки, на берегах которых есть писаницы, также называют оненами. В Зейском районе есть ещё одна писаница – на правом берегу верхнего течения реки Онени. Наскальные рисунки, датируемые неолитом (не позднее 11 века, изображают сцены древнетунгусской мифологии.
Глядя на бережно сохраненные природой скалы-писаницы, а с их высоты – на бескрайние горные отроги, реку, шумящую внизу, заросли шиповника, розовые цветки багульника, остро осознаёшь величие природной красоты, неотвратимость времени, собственную ответственность перед историей.
Спасибо тебе, древний художник, ведь благодаря этим рисункам современные люди могут узнать о верованиях, культуре и быте не имевших письменности кочевников, охотников, оленеводов в каменном веке.