Ольга Горбунова
Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования у ребенка познавательных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЁНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Горбунова О. А. ,
воспитатель
МБДОУ «ДСОВ № 108»
г. Братска Иркутской области
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования у ребенка познавательных способностей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. При этом расширяется его кругозор и словарь, он осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова, воспринимает мир с его сложностями, у него формируется представление об окружающем мире, закладывается фундамент общего умственного развития, а с восприятием предметов начинается познание.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития.
Экспериментирование, которое понимается мной как особый способ духовно-практического освоения таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательную деятельность, прогулку. В ходе экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д., почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Главная цель экспериментально-исследовательской деятельности – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:
Стремиться открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
Формировать у детей представления о физических явлениях и свойствах окружающего мира.
Формировать умение действовать независимо, находить оригинальные решения проблем, самостоятельно анализировать ситуацию.
Воспитывать коммуникативные навыки: умение выслушивать друг друга, работать в группах, формировать опыт выполнения правил техники безопасности.
Важную роль в развитии ребёнка играет окружающая его предметно-развивающая среда. Поэтому несколько лет назад при помощи родителей оборудовали в группе лабораторию – место, где дети самостоятельно занимаются исследовательской деятельностью. Все материалы и оборудование для проведения опытов (дерево, металл, бумага, ткань, сыпучие вещества, воронки, лупы, вода, песок, стаканчики, магниты, нитки и т. д.) абсолютно безопасны. Ежемесячно лаборатория наполняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес детей, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. В Центре науки «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми.
Работая по данной теме, наблюдала за детьми в ходе общих экспериментов, за их желанием самостоятельно экспериментировать, с помощью наводящих вопросов формировала умение выделять главное, сравнивать два объекта (например, глину и пластилин, два состояния одного и того же объекта (снег и вода, снег и лёд, находить между ними разницу.
Проводила с детьми длительные наблюдения за прорастанием лука, петрушки, гороха, за распусканием листочков на разных ветках (тополя, березы) и т. п. Хотя наблюдения не являются экспериментом, они создают предпосылки для формирования навыков экспериментальной деятельности, дают первый опыт экспериментирования.
Совместно с детьми проводила с детьми такие эксперименты, как «Гром и молния», «Летающие семена», «Свойства воды», «Как увидеть воздух, как услышать воздух», «Свойства воды», «Свойства бумаги», «Превращение воды в лед», «Как снег становится водой» и т. д. Благодаря этому дети познакомились со свойствами предметов и явлениями окружающей действительности, с такими понятиями как «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».
Прежде чем приступить к проведению экспериментов, мы вместе с детьми составляем план-схему предстоящей деятельности, что помогает детям быстрее запомнить предстоящие этапы опыта. Свои результаты дети фиксируют в дневниках наблюдений, рисуют рисунки, составляют схемы. В ходе экспериментов постоянно предоставляю детям возможность добыть знания, ответы на поставленные вопросы самостоятельно.
Данное направление вызывает интерес не только у детей, но и у родителей. Они поддерживают инициативу ребенка, предоставляют возможность поэкспериментировать дома. Например, в качестве так называемых «домашних заданий» было проведение экспериментов с содой и лимонной кислотой - «Извержение вулкана», экспериментов с желатином, с лимонным соком и йодом и т. д.
Чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребёнком в повседневной жизни, было предложено подготовить сообщения на разные темы («Мой маленький исследователь», «Хочу всё знать», «Эксперименты на кухне и не только» и т. п.) С помощью родителей в группе был организован мини-музей «Волшебница вода», собраны коллекции семян, бумаги, зерновых культур и пр.
Некоторое время назад началась работа над составлением «Большой книги маленьких опытов», над которой трудятся родители вместе с детьми. Цель данной деятельности заключается в том, чтобы нацелить родителей на совместное экспериментирование с детьми, на формирование у дошкольников мотивов, связанных с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, на появление желания помогать им в этом своим участием.
Таким образом, экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Литература:
1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130 с.
2. Ребё нок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
3. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/ М. : «Сентябрь», 2003. – 2