Есауленко Марина Васильевна
Конспект НОД «Путешествие по Мордовии»
Тема: «Путешествие по Мордовии»
Цель: Способствовать формированию у детей чувства любви к малой Родине, воспитывать любовь и интерес к культуре мордовского народа.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Задачи:
- закрепить знания детей о Мордовии
-продолжать знакомить детей с достопримечательностями, природным миром, улицами, промыслами Мордовии.
-вызвать интерес к прошлому своего края.
-познакомить детей с мордовской игрой «В круги»,
-развивать связную речь детей умение отвечать полным ответом,
-воспитывать интерес к родному краю
-воспитывать уважение к обычаям и традициям, народов, населяющих республику.
-воспитывать любовь и чувство гордости к родному городу.
Оборудование и материалы:
ИКТ, компьютер, презентация.
Ход организованной образовательной деятельности.
Вводная часть
Воспитатель: У каждого человека есть своя Родина, край, где он родился. У нас с вами тоже есть своя Родина, это республика, в которой мы живем.
-Скажите, как называется наша Республика?
Дети: Мордовия
Воспитатель: Какой город является столицей республики Мордовии?
Дети: Саранск
Воспитатель: Какие еще города Мордовии вы знаете?
Дети перечисляют.
Воспитатель: Велика, богата, красива мордовская земля! Сегодня мы свами совершим небольшое путешествие по Мордовии, «пройдем» по историческим и памятным местам, познакомимся с культурой мордовского народа.
Основная часть
Воспитатель: Мордовия богата живописной природой, много лесов, озер, рек, разнообразен животный и растительный мир.
Какие реки протекают на территории Мордовии.
Дети. Алатырь, Инсар, Сура, Мокша, Исса, Сивинь.
Воспитатель: Какие озера протекают на территории Мордовии?
Дети. Инерка
Воспитатель: Разнообразен и растительный мир Мордовии. Какие деревья растут в наших лесах?
Дети. Клен, дуб, береза, липа, ель, и хвойные деревья.
Кто обитает в лесах нашей республики?
Дети: кабан, лиса, волк, заяц, еж, бобер, лось.
Есть редкие животные и растения, которые охраняются государством. Как называется это место?
Дети: Заповедник.
Воспитатель: Есть ли на территории нашей республики заповедники
Какие заповедники вы знаете? Где они находятся?
Дети. Национальный парк «Смольный», природный заповедник им. Гермогеновича Смидовича.
Воспитатель: Молодцы ребята многое знаете о своей республике.
Воспитатель: Наша Мордовия славится своими промыслами.
Что такое народные промыслы?
Дети: Это изделия, либо роспись какого - либо изделия сделанная руками народных мастеров (умельцев).
Воспитатель: Назовите, какими народными промыслами славится Мордовия.
Дети: Резьба по дереву, плетение из лозы, из бересты, бисероплетение, мордовская национальная вышивка, валяние валенок, гончарное дело.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Одним из самых ярких промыслов Мордовии, является валяние валенок, у каждого жителя Мордовии при упоминании Урусово (Ардатовский район) возникает ассоциация с валенками. Жители этого села занимаются изготовлением валяной обуви более 300 лет и конечно же тавлинские игрушки.
В 70-е годы 20 века в Подлесной Тавле появились первые резчики
по дереву. Создавая игрушки различной сложности и вырезая каждую деталь вплоть до узора на рубашке, мастерам удалось прославиться на весь мир. Участвуя на различных выставках, как в России, так и за ее пределами,
наши мастера так впечатляют людей, что те, зачастую просят оставить одну из игрушек в подарок. Большой популярностью пользуется тавлинский конь,
вырезанный из липы, и с гривой из мочала; он стал своеобразным брендом Мордовии.
Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнем и поиграем в национальную мордовскую игрую игру «В круги».
Мордовская игра. Физминутка.
Мордовская народная подвижная игра
«Кругса» (мокша, «Кругсо» (эрзя)
Дети берутся за руки, обра-зуют круг, ходят и приговаривают.
Отгадай, чей голосок,
Становися в кружок,
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись.
Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается. Правила игры. После каждого узнавания игрока, дети снова становятся в круг, игра начинается сначала.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно усвоили правила игры. Понравилась вам игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам попробовать себя в качестве народного умельца, а именно собрать мордовский узор для салфетки. Прошу всех пройти в мастерскую, присесть за столы, где для вас подготовлены заготовки, собрав, котрые вы получите узор. Но прежде чем преступить к выполнению задания, давайте вспомним, какие узоры встречаются в мордовской вышивке?
Дети: ромбы, крестики…
Молодцы ребята, теперь сложите все заготовки обратно и отдвиньте на край стола.
Воспитатель: Мордовская земля очень красивая, самобытная и многонациональная.
- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Дети: Русские, татары, мордва, чуваши. Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Наши народы живут в мире и согласии и уважают обычаи и традиции других национальностей.
Мы продолжаем наше путешествие. Саранск, это, прежде всего памятники культуры, достопримечательности и конечно люди, прославившие свою малую родину на всю страну. Что бы вы показали друзьям, которые приехали к вам в гости из других городов?
Дети. Перечисляют: собор Ушакова, памятник семье, Пушкину, краеведческий музей, зоопарк, музей Эрзи и др.
Воспитатель: В нашем городе большое внимание уделяется здоровью людей и спорту. Поэтому в г. Саранске много спортивных сооружений. Назовите их.
Дети. Ледовый дворец, спорткомплекс Мордовия, дворец водных видов спорта, спортивная школа олимпийского резерва. Мордовия арена и др.
Воспитатель: Наш город большой в нем много… комплексов и достопримечательностей, много улиц. А для чего улицам дают название.
Дети: Чтобы ориентироваться, не потеряться.
Какие улицы нашего города вы знаете.
Дети: перечисляют улицы
Воспитатель: Улицы, дома и квартиры составляют адрес.
А вы знаете, где вы живете. Назовите домашний адрес.
Игра «Назови свой адрес».
Воспитатель: По какому адресу расположен наш детский сад?
Дети. Называют дрес, группа.
Воспитатель: Ребята, а вы любите свой город?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко». Назови, почему ты любишь город Саранск.
Воспитатель. Молодцы ребята, как вы думаете, что надо делать, чтобы наша малая родина-город Саранск оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года.
Дети: Строить новые дома, школы, детские сады, сажать деревья, сады, не засорять город.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня были активные. Вы много знаете о своей малой родине и любите ее.
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось на нашем занятии? Что вызвало трудности?