Марина Тарасова
Конспект НОД «Путешествие по королевству Музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Составил: музыкальный руководитель МБДОУ Тарасова М. Л.
Программное содержание:
1. Содействовать формированию умения у детей различать звуки по длительности.
2. Создавать условия для развития у детей музыкально-ритмического слуха.
3. Побуждать к творческой самостоятельности детей в процессе музыкальной деятельности.
4. Способствовать развитию музыкального слуха, творческой свободы.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по королевству Музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
5. Расширять и закреплять знания детей о музыкальных жанрах (марш, полька, вальс, колыбельная).
6. Воспитывать инициативу, самостоятельность в совместной деятельности, желание и умение сотрудничать вместе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, акустическая система, презентация PowerPoint, 2 детских стола, стулья по количеству детей, цветные шнурки, звездочки разной величины (для выкладывания ритмических рисунков, музыкальные инструменты, набор деревянных ложек.
Методы и приемы: слушание звуков с закрытыми глазами, наводящие вопросы, музыкально-ритмические движения, объяснения музыкального руководителя, музыкально-ритмическая игра, постановка и решение проблемной ситуации, совместная деятельность (выкладывание ритмических рисунков, игра на детских музыкальных инструментах.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное», «Социально-коммуникативное развитие».
Словарная работа: королевство, звуки, ритм, ритмический рисунок, жанр, марш, полька, вальс, колыбельная, музыкальные инструменты.
Ход непрерывно образовательной деятельности
Дети входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут Марина Леонидовна. Хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по королевству Музыки.
Провожаю детей на стульчики.
Слайд 1
Слайд 2
Музыкальный руководитель : Когда-то давным-давно, когда на свете еще не было ни ваших родителей, ни бабушек, ни дедушек, ни даже их бабушек и дедушек, на свете вдруг произошло чудо – в одном королевстве на Землю упала звездочка и от нее как искорки разлетелись звуки. Одни упали в листья деревьев, другие потерялись в шуме дождя, третьи застрекотали в траве с кузнечиками. Некоторые зажурчали вместе с ручейками, а какие-то звуки поселились у медведя в берлоге. Все они были совершенно разные. Одним нравилось быстро перескакивать с места на место, а другие медленно летали, любуясь собой.
В один прекрасный день случился переполох. Началось все с того, что в королевстве объявили конкурс на лучшего исполнителя. Звуки тренировались день и ночь, стараясь перекричать друг друга. Они мешали друг другу, все перессорились и, чуть было не подрались. И тут появилась прекрасная Фея. Она помирила звуки, научила их дружить. Звукам очень понравилась это. С тех пор они каждый вечер собирались вместе и играли. Тогда-то на Земле и появилась Музыка. И все вокруг засветилось от ее волшебства. С тех пор это королевство стали называть Музыкальным, а волшебную Фею провозгласили Королевой Музыки. Я приглашаю вас в сказочное королевство Музыки. Первый зал в этом королевстве – это зал звуков.
Слайд 3
Музыкальный руководитель : Ребята, я предлагаю прислушаться к звукам, которые здесь живут. Закройте глаза. Какие звуки вы слышите?
Слайд 4 звук ветра
Дети: Звук ветра
Слайд 5 шум города
Дети: Сигналы машин
Слайд 6 звуки леса (кукушка)
Дети: Звуки леса
Слайд 7 лай собаки
Дети: Лай собаки.
Музыкальный руководитель : Ребята, а вы заметили, что все звуки совершенно разные – какие-то звуки короткие, а какие-то длинные?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель : Интересно, а как можно узнать – какие звуки длинные, а какие - короткие?
Дети предлагают свои варианты ответов
Музыкальный руководитель : Ой, кажется, королева Музыка приготовила нам сюрприз – посмотрите – вот лежат красочные ленточки, они похожи на звуковые дорожки. Я вам предлагаю определить длину звуков с помощью этих звуковых дорожек.
Музыкальный руководитель садится напротив детей.
Звуковая дорожка под стульчиком.
Слайд 8 шум самолета Мы двигаемся по ленточке до конца.
Музыкальный руководитель : Какой был звук по длине?
Дети: Длинный.
Музыкальный руководитель : А почему?
Дети: Потому что у нас длинная звуковая дорожка.
Слайд 9 звук метронома (часы) Движение по ленточке короткое.
Музыкальный руководитель : Какой был звук по длине?
Дети: Короткий.
Музыкальный руководитель : (обратиться к любому ребенку) А почему?
Дети: Потому что у нас короткая звуковая дорожка.
Слайд 10 шум дождя Мы двигаемся по ленточке до конца.
Музыкальный руководитель : (обратиться к любому ребенку) Какой был звук по длине?
Дети: Длинный.
Музыкальный руководитель : А почему?
Дети: Потому что у нас длинная звуковая дорожка.
Слайд 11 мяуканье котенка Движение по ленточке короткое.
Музыкальный руководитель : Какой был звук по длине?
Дети: Короткий.
Музыкальный руководитель : (обратиться к любому ребенку) А почему?
Дети: Потому что у нас короткая звуковая дорожка.
Музыкальный руководитель : Но звуки, ребята, ведь могут быть и музыкальные! Прослушайте, как звучат короткие и длинные музыкальные звуки.
Музыкальный руководитель изображает короткий и длинный звук на инструменте.
Музыкальный руководитель : Какой был звук по длине?
Дети: Короткий.
Музыкальный руководитель : (обратиться к любому ребенку) А почему?
Дети: Потому что у нас короткая звуковая дорожка.
Музыкальный руководитель : (обратиться к любому ребенку) Какой был звук по длине?
Дети: Длинный.
Музыкальный руководитель : А почему?
Дети: Потому что у нас длинная звуковая дорожка.
Музыкальный руководитель : Итак, мы с вами услышали много разных звуков? Какие же они бывают по длине?
Дети: Длинные и короткие (можно спросить индивидуально)
Слайд 12
Музыкальный руководитель : Ребята, из зала звуков мы с вами отправляемся в зал ритма, без которого не может звучать музыка. Ритм как раз и объединяет длинные и короткие звуки. Итак, ритм – это чередование коротких и длинных звуков. А как вы думаете, можно спеть песню, не используя ритм?
Музыкальный руководитель поет песню «Маленькой елочке», не используя ритм.
Музыкальный руководитель : Вам понравилось мое исполнение?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель : А почему вам не понравилось такое исполнение?
Дети: Песню без ритма спеть нельзя.
Музыкальный руководитель : Я предлагаю тогда исправить песню и спеть ее с использованием ритма.
Исполняем песню правильно.
Музыкальный руководитель : Какой мы с вами сделаем вывод?
Дети: Без ритма не получится ни одной песни.
Музыкальный руководитель : У каждой песни есть свой ритмический рисунок. Вот посмотрите – как можно рисунком изобразить ритм.
Слайд 13
Музыкальный руководитель : Давайте мы дадим название короткому и длинному звуку. Предлагаю короткий звук называть «тик», а длинный – «так». Как вы думаете – маленькая бабочка – это какие звуки?
Дети: Короткие.
Музыкальный руководитель : А большая бабочка – какие звуки?
Дети: Длинные.
Музыкальный руководитель : Предлагаю прохлопать ритм по рисунку, называя звуки «тик» и «так».
Музыкально-дидактическая игра по слайдам (13,14,15,16,17)
Начиная со второго слайда можно спрашивать по 2-3 человека индивидуально
Музыкальный руководитель : Ребята, с помощью ритма мы с вами сможем определить характер музыки. Различные виды танцевальной музыки отличаются друг от друга именно ритмом, это и позволяет нам легко отличить жанр музыки – марш от вальса, польку от колыбельной музыки.
Слайд 18 Слушают марш.
Музыкальный руководитель : Ребята, как удобно двигаться под эту музыку? (предлагаю встать и промаршировать, двигаться можно по кругу) Ритм в марше какой?
Дети: Четкий, прерывистый.
Слайд 19 Слушают вальс.
Музыкальный руководитель : А ритм вальса совершенно другой – попробуем с вами покружиться в ритме вальса (плавные движения руками). Ритм вальса придает мелодии плавный и мягкий характер.
Слайд 20 Слушают польку.
Музыкальный руководитель : Что можно делать под звуки польки? Ритм быстрый, характер движений легкий (можно попробовать поскоки).
Слайд 21 Слушают колыбельную.
Музыкальный руководитель : Ритм музыки спокойный. Какие движения хочется делать под такую музыку? (качать)
Музыкальный руководитель : Итак, ритм – это чередование коротких и длинных звуков. Ритм господствует в танцевальных жанрах.
Садятся на стульчики, музыкальный руководитель - на стульчике напротив.
Музыкальный руководитель : Ребята, я предлагаю сейчас отправиться дальше по королевству Музыки.
Слайд 22
Музыкальный руководитель : И нас встречает зал Игровой. Мы сейчас будем с вами ловить музыкальные звуки с помощью наших ладошек. Повторяйте за мной.
Слайд 23 Звучит музыкальная заставка.
Пальчиковая игра
Звучит музыка Йозефа Штрауса – Полька-пиццикато.
Слайд 24
Музыкальный руководитель : Музыка таинственная, загадочная… Наверное, в Музыкальном королевстве что-то произошло. Посмотрите, много-много разных звездочек. Видимо, здесь перепутались все ритмические рисунки! А может быть, здесь зашифрован какой-нибудь ритмический код? Что же нам делать?
Дети: Навести порядок.
Музыкальный руководитель : Да, мы выложим ритмические рисунки и тогда узнаем, как попасть в следующий зал Музыкального королевства. У меня к вам предложение – мы сейчас с вами разделимся на 2 команды и сложим из звездочек звуковые дорожки. У каждой команды должны получиться свои ритмические рисунки.
Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель : По своим дорожкам сейчас пройдет каждая команда.
Команды прохлопывают свой ритм.
Музыкальный руководитель : Вы отлично справились с заданием, и дверь в музыкальный зал открылась!
Слайд 25
Музыкальный руководитель : Мы попали с вами в зал Инструментальный.
Слайд 26
Музыкальный руководитель : Вот какой сюрприз приготовила для нас королева Музыка. Что это, ребята?
Дети: Ложки.
Музыкальный руководитель : Только почему эти ложки оказались в королевстве музыки?
Дети: Потому что они музыкальные.
Музыкальный руководитель : А какие музыкальные инструменты вы еще знаете?
Дети перечисляют музыкальные инструменты
Музыкальный руководитель : А как вы думаете, на всех ли музыкальных инструментах можно изобразить ритм?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель : А что, если мы с вами попробуем?
Дети берут приготовленные инструменты и становятся полукругом.
Музыкальная игра «Фиксики»
Музыкальный руководитель : Вам понравилось ваше исполнение? Узнали, ритм какой музыки мы с вами изобразили?
Дети: Фиксики.
Музыкальный руководитель : Оставьте музыкальные инструменты на стульчиках и подойдите ко мне. Я предлагаю вам поиграть на этих замечательных ложках. Разбираем инструменты и рассаживаемся в маленький кружок. Одну ложку в правой руке мы покажем друг другу, а другую, которая в левой – спрячем. Под музыку считаем до 2, на три кладем ложку соседу справа, а поднимаем ту, которую получили в подарок от другого соседа.
Разучиваем элемент к танцу с ложками.
Под музыку дети играют ложками.
Слайд 27
Музыкальный руководитель : Ну что, наше путешествие подошло к концу. Мне очень приятно было с вами путешествовать. А вам, ребята понравилось путешествовать со мной? Что вам понравилось в нашем путешествии? Где же мы с вами сегодня побывали? А какие залы есть королевстве Музыки?
Слайд 28
Мне очень приятно будет подарить вам вот эти веселые звездочки, которые будут вам напоминать о нашем сказочном путешествии.