Людмила Мурашко
Конспект занятия «Путешествие по Кавказскому заповеднику»
▼ Скачать + Заказать документы
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗСКОМУ ЗАПОВЕДНИКУ
Цель:
• обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края;
• Познакомить с Кавказским государственным биосферным заповедником им. Х. Г. Шапошникова;
• Закрепить знания детей о Красной книге;
• Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее;
• Развивать интерес к изучению родного края;
• Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Темочки:
Материал: телеграмма, диск «Звуки леса», иллюстрации Кавказского заповедника и его обитателей, Красная книга, конверт с разрезными картинками птиц, листы бумаги, цветные карандаши.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
К нам сорока-белобока
Прилетела из далека,
Не сказала, где была,
Но зато она ребятам
Телеграмму принесла.
- Ребята, хотите узнать, что написано в телеграмме? (Воспитатель зачитывает текст телеграммы)
ДОРОГИЕ, РЕБЯТА, ПРИГЛАШАЮ ВАС В ГОСТИ В НАШ ЗАПОВЕДНИК.
ЛЕСНИК.
- Хотите отправиться в путешествие? Тогда закройте глаза и повторяйте за мной: 1, 2, 3, 4,5 в заповедник мы хотим попасть. (Звучит музыка «Звуки леса», на экране изображение Кавказского заповедника)
Появляется лесник.
Лесник: - Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы приняли мое приглашение. Добро пожаловать к нам в гости. Кто из вас может мне сказать, что такое заповедник? (ответы детей)
Лесник: - Правильно, заповедник – это необычный музей, созданный самой природой. Заповедник – это место, где вся природа: деревья, ягоды, животные, птицы, насекомые, рыбы, цветы находятся под строгой охраной государства.
- Как вы думаете, для чего нужны заповедники? Кто виноват в том, что исчезают многие виды растений и животных? (ответы детей)
- Молодцы, правильно, человек. Человек вырубает леса, осушает болота, строит дороги, сооружает водохранилища. Все это изменяет природу и влияет на жизнь растений и животных. Их становится мало или они исчезают совсем. Чтобы спасти исчезнувшие виды растений и животных, люди создают заповедники. В заповеднике запрещено рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- И сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких заповедников, который находится в нашем крае. Называется он Кавказский государственный биосферный заповедник им. Х. Г. Шапошникова. (показ иллюстраций заповедника)
-Посмотрите внимательно на эмблему заповедника (показ эмблемы Кавказского заповедника). Кто изображен на ней?
- Молодцы! Это- зубр. Зубр – царь быков, символ уникальных природных условий Кавказского заповедника.
Заповедник, ты мой заповедник,
Чем встревожен, молчишь отчего?
Приглашаю я вас в заповедник,
Ты входи без боязни в него.
- Теперь в путь, но будьте внимательны. В нашем заповеднике многие птицы гнездятся на земле, некоторые из них находят укромные места прямо возле тропы. Без необходимости старайтесь не сходить с нее, чтобы не наступить на гнездо или птенца.
- Ребята, хотите узнать какие птицы есть в нашем заповеднике? Тогда держите. (Лесник предлагает детям конверт, внутри которого разрезные картинки) Вам необходимо правильно собрать изображения птиц. (Дети приступают к выполнению задания.)
- Умнички! Вы справились с заданием. В нашем Кавказском заповеднике обитает более 80 видов птиц. Это чечевица, коростель, белозобый дрозд, улар, пустельга, бородач-ягнятник и многие другие.
- А сейчас я вам предлагаю узнать, какие животные обитают здесь. Внимательно слушайте загадки и попробуйте их отгадать.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(медведь)
Он хозяин леса, рощи,
Обладает силой, мощью,
Охраняется законом.
Вес его в пределах тонны.
Есть рога и есть копыта,
Тело шерстью все покрыто.
Он питается корою,
Также листьями, травою….
(зубр)
Я скажу, а ты- поверь.
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста,
Два огромнейших куста.
Их ему носить не лень
Зверя же зовут…
(олень)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово «брысь»,
Потому что это …
(рысь)
Дикий зверь тропой бежит,
Вдруг как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной …
(кабан)
(Ответы детей сопровождаются иллюстрациями).
- Молодцы! Теперь вы знаете обитателей этого заповедного места. Заповедник – край лесной. Куда ни кинь взгляд везде величавая красота деревьев. Наши леса уникальны, здесь растут редкие виды растений и деревьев. Например, тис ягодный- это вечнозеленое, хвойное растение способное дожить до 2, а то и 2,5 тысяч лет. Помимо тиса в лесах встречаются и другие древние представители как самшит, падуб, зверобой, бук, граб, каждый пятый вид растений в заповеднике является реликтом.
- Богата и разнообразна природа нашего края. Но многие растения и животные находятся на грани исчезновения. Такие исчезающие виды растительного и животного мира занесены в специальную книгу. Какую?
- Правильно! Красную книгу. Красная книга- это книга не совсем обычная. Красный цвет- сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.
Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(Дети рассматривают Красную книгу Краснодарского края)
- В заповеднике природу не только охраняют, но и изучают. Ребята, знаете ли вы, люди каких профессий живут и работают в заповеднике?
(ответы детей)
- Молодцы! Здесь работают инспектор по охране животных, научные сотрудники и ученые, которые наблюдают за погодой – метеорологи, за растениями наблюдают- биологи, за поведением животных- зоологи, за поведением птиц- орнитологи и многие другие. Все они стараются сохранить необыкновенную красоту и богатство этого заповедного места.
- На этом наше увлекательное путешествие подошло к концу. До свидания1
Воспитатель: Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли.
(идут на месте)
Травку трогали руками,
(присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками.
(встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели.
(поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали.
(«машут крыльями»)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла.
(ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом
(идут на месте на носочках)
И скакали по оврагам
(прыгают на двух ногах)
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора.
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад. Кто мне скажет с какими птицами и животными мы познакомились? Что нового узнали, путешествуя по заповеднику? Что вам запомнилось во время путешествия?
-Ребята, давайте мы с вами создадим свою Красную книгу. Предлагаю вам подумать и нарисовать то, кого или что вы бы хотели видеть в ней: животных, птиц, насекомых, растения.
(Под музыку «Звуки леса» дети рисуют, а затем под руководством воспитателя оформляют Красную книгу.)