Ирина Дружинина
Конспект познавательной совместной НОД «Путешествие по карте Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие) : «Путешествие по карте Урала»
Возрастная группа подготовительная 6-7 лет
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации (групповая)
Средства:
Наглядные: глобус, картинки, карта, коллекция Уральских самоцветов, развивающая игра «Сложи узор»
Публикация «Конспект познавательной совместной НОД „Путешествие по карте Урала“» размещена в разделах
Мультимедийные: слайды.
Литературные: ребусы.
Музыкальные:
ЗАДАЧИ
Воспитательная
Воспитывать чувство любви к родному краю.
Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.
Обучающая
Формировать дифференцированные представления о своём крае, географическом положении и природном богатстве Урала. Познакомить детей с коллекцией камней и изделий из Уральского камня. Расширить знания детей о разнообразии и красоте Уральских камней
Развивающая
Развитие речевой и познавательной активности детей.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
1. Выбор пункта назначения
2. Выбор транспортного средства
3. Определение маршрута
4. Предположение о том, что встретиться на пути
5. Само путешествие Воспитатель : Ребята, я знаю, вы любите отгадывать загадки:
Отгадайте загадку:
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь — В руках унесёшь.
Правильно, это глобус. Посмотрите на глобус и скажите, в какой стране мы живем?
Ответы детей: Россия
Воспитатель : А еще как мы можем назвать Россию?
Ответы детей: Родина.
Воспитатель: А что такое Родина?
Высказывания детей.
Воспитатель: Родина – это земля, где ты родился. Мы с Вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле.
Воспитатель: Да, вы родились в России, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия, а много – много лет назад наша Родина называлась Русь, земля русская.
Как вы думаете а, как называют всех людей, живущих в нашей стране? (Высказывания детей.)
Воспитатель: Родину любят, берегут, защищают – так было всегда, во все времена. В народе говорят: “Русский человек без Родины не живет”. Родина – это то, что объединяет всех людей, в независимости от их национальности, живущих в одной стране. Мы все Россияне, мы говорим на одном языке, все горячо любим свою Родину
Ребята давайте посмотрим на карту России, посмотрите какая большая наша страна, в которой мы живем.
Воспитатель: Ребята, как называется то место России, где мы с вами живем?
(Высказывания детей.)
Смотрим на карту, находим на карте Урал.
Воспитатель: В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам, пересекающим район с севера на юг.
Урал - это край, где мы живём. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит.
Ребята сегодня я вам хочу предложить отправиться в путешествие по карте Урала, вы согласны? (Ответы детей).
Посмотрите ребята (воспитатель показывает лист, на котором изображен контур Урала, это контур карты Урал вот именно эту карту мы с вами и украсим сегодня всем тем, чем так знаменит и богат наш край родной – Урал.
Посмотрите на карту, она условно разделена на разные цвета, как вы думаете почему? А каким цветом обозначены реки на карте? Леса, а они какого цвета? А как вы думаете, что обозначено на карте коричневым цветом?
А на каком виде транспорта вы бы хотели отправиться в путешествие?
(картинки с видами транспорта)
Давайте повторим правила поведения в транспорте. Как нужно себя вести в транспорте?
А что нам еще нужно сделать, чтобы отправиться в путешествие?
Правильно, определить маршрут путешествия.
Куда бы вы хотели отправиться в первую очередь?
(маршрут рисуем на карте, наклеиваем картинки с транспортными средствами)
А как вы думаете, кого и что мы можем встретить в нашем путешествии?
Начинаем путешествие по рекам Урала.
Какие реки Урала вы знаете?
(река Чусовая, река Серга, Исеть, Арамилка, река Тура)
А кто живет в реках?
А каких рыб вы знаете живущих в наших водоемах?
Презентация рыб
А вы знаете, каких рыб можно назвать хищными?
А почему они хищные?
Рассказ про щуку. (из энциклопедии).
А как вы думаете, чем и как дышат рыбы? (из энциклопедии)
(высказывания детей).
А я вам предлагаю занять любое удобное для вас место и собрать изображение рабы из кубиков «Сложи узор» по схеме (стр. 3). Молодцы.
Продолжаем наше путешествие. Куда теперь мы с вами отправимся?
Правильно, в леса Урала.
Какие животные живут в наших лесах, мы с вами назовем, когда разгадаем ребусы.
Разделитесь на четыре команды.
Перед вами картинки, определите первый звук каждой картинки, и вы узнаете какое животное зашифровано, а ответ, покажите, выбрав картинку.
Какие животные еще живут в наших лесах?
Продолжаем наше путешествие.
А теперь мы с вами отправимся высоко в горы.
Я вам хочу рассказать легенду, как образовались уральские горы.
Давным – давно это было. В этих местах жило кочевое племя башкир. Был у них батыр-великан, который носил с глубокими карманами пояс. Он прятал в нем все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и лег пояс через всю землю, от холодного Карского моря на севере, до берегов Каспийского моря на юге». Так образовался Уральский хребет.
А чем богаты Уральские горы?
Правильно, молодцы!
Издавна славится Урал своими поделочными камнями- самоцветами.
– А кто знает, что такое самоцветы? (Выслушать ответы детей) Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни.
Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др.
Я хочу вам показать коллекцию камней. (презентация)
Полюбуйтесь – это богатство Уральских гор. Посмотрите, какие они разноцветные
Какой камень? Твердый или мягкий, тяжёлый или легкий, холодный или теплый, какая у него поверхность?
Рассмотрите камни потрогайте, погладьте.
-Рассмотрите камни в лупу, расскажите, что видите (трещины, узоры, кристаллики)
- А по твердости, они какие? (твердые)
- А вы знайте, что не все камни одинаково твёрдые…
- Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)
- Итак: изучив камень, что ты узнал о нём? (он светлый, блестящий, твёрдый) .
- Родонит – «орлиный камень» на Руси считалось, что если положить кусочек родонита в колыбель ребёнка, он вырастит здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл.
- Яшма – «пёстрый», этот камень бывает разных цветов, зелёного, белого, коричневого цвета. На Урале камень-яшма всегда считался символом верной дружбы.
- Змеевик – как ты думаешь, почему его так назвали? (он своей окраской похож на змею)
- Селенит – это камень добывают только в Кунгуре.
Самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня.
Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд.
Одну из них, я хочу вам рассказать. Этот камень называется кварц - «волосатик». Если посмотреть на свет, то мы увидим волосы внутри камня. По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, а чтобы никто не смог посягнуть на божественные локоны, превратила лед в прозрачный камень. И с тех пор люди находят диковинный хрусталь, хранящий волосы Венеры. Красивая легенда? Почти про каждый камень создана легенда. Так люди пытались объяснить появление камней.
А кто скажет, для чего человек использует самоцветы?
Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин. (показ украшений).
- Попробуем быть мастерами каменных дел? Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)
А вы бы хотели сами изготовить уральский самоцвет? А теперь я вас приглашаю в мастерскую, где вы сами изготовите самоцвет.
(по схеме лепят самоцвет из пластилина)
Ну, вот и закончился наше путешествие по карте Урала.
А теперь я вам предлагаю заполнить карту Урала.
Дети наклеивают картинки животных и рыб на карту, а так же прикрепляют самоцветы из пластилина. Ведет диалог с детьми
Поощряет детей к высказываниям; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания
Инициирует общее обсуждение;
Эмоционально включает в действие
Обсуждение подходящего для путешествия вида транспорта
Обозначение возможного маршрута путешествия
Продумывает, представляет то, что будет происходить, и к какому результату приведет
Организует, мотивирует различные виды деятельности детей. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных видов
Конструктивно корректирует работу детей;
Наблюдает за детьми во время выполнения задания
Побуждает детей оценить собственную деятельность;
Проявляет уважение к детским высказываниям;
Наблюдает за детьми во время выполнения задания;
Организует, поддерживает, советует; Дети свободно располагаются в группе.
Заинтересованные дети присоединяются
Отвечают на вопросы педагога
Выражают собственные мысли;
Делятся впечатлениями
Выражают собственные мысли;
Выражают свои мысли по вопросу
Перечисляют различные действия, определяют последовательность маршрута
Участвуют в обсуждении: кого и что можно встретить в пути, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных
Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателей
Изобразительная деятельность детей
Заполняют карту Урала. (располагают картинки на карте в соответствии со цветом на карте)
Погружение детей в тематику мероприятия
Стимуляция любознательности детей и интереса
Высказывания детей на основе личного опыта
Дети, умеющие излагать свое мнение, аргументировать его
Дети, умеющие определять маршрут своего путешествия
Дети, умеющие излагать свое мнение, аргументировать его
Дети, проявляющие в познавательной деятельности самостоятельность, инициативу, творчество
Продукт самостоятельной творческой деятельности (самоцвет)
Карта Урала
Ребенок способен оценить результат собственной деятельности;
Умение ребенка выражать свои чувства
6. Подведение итогов
7. Самоанализ и рефлексия что нового узнали?
-понравилось ли вам путешествие?
- что было интересно?
Что было трудным? Дети эмоционально отвечают на вопросы Самооценка и саморефлексия ребенка
8. Открытость А чтобы вы хотели еще узнать?
Куда бы вы еще хотели бы отправиться?