Анна Базилевская
Тренинг «Путь к себе, или Кто я»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. Путь к себе или кто «Я»
Длительность занятия рассчитана на 1,5 – 2 часа.
Цель занятия: формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие личности.
1. Упражнение «Имя и эпитет».
Цель: знакомство участников тренинговой группы, снятие психологического напряжения.
Инструкция: Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека, например: «Волевой Владимир», «Бойкая Бэлла», «Настойчивый Николай» и т. д.
Публикация «Тренинг „Путь к себе, или Кто я“» размещена в разделах
Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. Последнему участнику наиболее тяжело, однако он имеет больше шансов запомнить имена всех участников.
В конце упражнения члены группы обмениваются впечатлениями.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие эпитеты впечатлили?
2. Какие имена было трудно запомнить?
2. Упражнение «Взаимные презентации»
Цель: сплочение группы, осознания участьниками тренинга собственной идентичности.
Инструкция:
«Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму.
Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия» (приложение 1). На выполнение первого этапа у вас 10 минут.
Второй этап : вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее. На выполнение второго этапа у вас 5 минут»э
Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в самопрезентации следующие самые важные вопросы:
Как я вижу свою профессию;
Что я ценю в самом себе;
Предмет моей гордости;
Что я умею делать лучше всего.
После этого организуется работа в парах.
Комментарий 1: Тренер может сам разбить группу на пары, например разбиение «через одного»(человек, сидящий слева от тренера образует пару с человеком находящимся через одного от него и т. д.) или люди сидящие друг на против друга образуют пару. Тренер может позволить группе самостоятельно разбиться на пары «молчаливый выбор» (все встают со своих мест, молча ходят по комнате и выбирают себе партнера.)
Спустя десять минут ведущий дает дополнительную инструкцию.
«Презентации будут происходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Его задача - попытаться войти в роль своего партнера на время презентации, стать им, думать, рассуждать, чувствовать, переживать так, как кажется стоящему, вел и отвечал бы его партнер. В течение одной минуты – строго одной минуты, не больше и не меньше! – стоящий говорит, играя роль сидящего. Сидящий же, все это время молчит и как все остальные слушает. Ровно через минуту я прерву монолог; если кто-то закончит раньше, мы будем молчать, пока не истечет отведенная на выступление минута. Таким образом наша задача – построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно шестьдесят секунд.
После этого любой член группы – и я в том числе – имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Понятно, что вы можете и не знать истинного ответа на заданный вопрос, поэтому вам нужно понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Кстати, тот, кого презентуют, не может вмешиваться, и вынужден будет молчать»
Комментарий 2. Вопросы, которые задают участники группы и ведущий выступающему, начинаются с обращения к нему по игровому имени человека, которого он презентует, и могут касаться самых разных тем, например:
• Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
• Что ты считаешь самым отвратительным?
• Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь? Кто он?
• Чего бы тебе хотелось добиться в жизни? И т. п.
Упражнение завершается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание трем аспектам – способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию от партнера и способность «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.
Комментарий 3. Вопросы:
Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
Что ты чувствовал, когда твой партнер не сумел уложиться в отведенное время (замолчал раньше, чем закончилась минута)
Удалось ли партнеру верно изложить сведения о тебе?
Получилось ли у твоего партнера стать твоим двойником?
Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Тяжело ли было говорить от имени другого?
3. Упражнение «Пять вопросов»
Цель: расширение знаний участников о себе и других членах группы.
Инструкция: Напишите на листе бумаги 5 вопросов, на которые вам хотелось бы услышать ответы от кого-то из участников группы. Старайтесь избежать формальных вопросов. (дается время для записи). Теперь, зачитывая вопросы, ответьте на них сами».
Вопросы для обсуждения:
1. Какова ваша реакция на столь неожиданный поворот в содержании инструкции?
2. Какие чувства у вас возникли в процессе индивидуальной работы и работы в группе?
4. Упражнение «Без Масок»
Цель упражнения: снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, сформировать и развить навыки искренних высказываний для анализа сущности "Я".
Всем участникам раздаются карточки с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки они должны продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.
Примерное содержание карточек:
– "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня,. "
– "Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это. "
– "Иногда люди не понимают меня, потому что я. "
– "Верю, что я. "
– "Мне бывает стыдно, когда я. "
– "Особенно меня раздражает, что я. "
Мне в особенности не нравится, когда …
Мне знакомое острое ощущение одинокости. Помню….
Мне очень хочется забыть, что….
Бывало, что близкие люди вызвали у меня почти ненависть. Однажды когда….
Однажды меня напугало то, что….
В незнакомом обществе я ощущаю ….
Даже близкие люди не понимают меня. Однажды ….
Помню случай, если мне стало стыдно, я ….
В особенности меня бесит то, что ….
5. Рефлексия.