Лидия Калачева
Приобщение дошкольников к игре на музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Пусть всюду музыка звучит.
Калачева Л. А.
Уважаемые коллеги, в музыкальной деятельности детей в детском саду большую роль играют приобщение дошкольников к игре на музыкальных инструментах, слушание музыки, которая звучит в исполнении симфонического, русского народного, духового оркестров. Детям очень интересно знать и узнавать звучание различных музыкальных инструментов, способы извлечения музыкальных звуков, самим исполнять простейшие музыкальные мелодии на детских музыкальных инструментах, играть в оркестре, что они делают с огромным удовольствием. В этой связи я провожу беседы, музыкально-дидактические игры, посвящённые этой теме, и хочу поделиться с вами некоторыми сведениями из этой области.
Публикация «Приобщение дошкольников к игре на музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Эпиграф: «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане». Андрес Сеговия.
Самый древний музыкальный инструмент – человеческий голос. Постепенно люди стали замечать, что окружающие их предметы тоже могут издавать музыкальные звуки. Удар камня о камень может дать короткий чёткий звук, хорошо поддерживающий ритм танца или песни. Натянутая тетива лука «поёт» даже от лёгкого прикосновении. Морская раковина издаёт протяжный звук, стоит лишь подуть в её заострённый конец. Обыкновенная тростинка, без внутренних перепонок, да ещё с несколькими дырочками, начинает чудесно петь.
Так камень, тетива, раковина и тростинка стали родоначальниками всех существующих на свете музыкальных инструментов. Причём, сама природа разделила их как бы на четыре основные группы: ударные – от камня, струнные - от поющей тетивы, медные духовые – морской раковины и деревянные духовые – от тростинки.
Ударные музыкальные инструменты самые древние. Камень заменили колотушками, трещотками, погремушками. Их делали из вылущенных и высушенных плодов, помещая камешки внутрь. Потом появились барабаны, которые по существу, не изменились и до наших дней. Кроме целого семейства барабанов человек придумал огромное количество вспомогательных ударных инструментов : бубен с металлическими колечками и без колечек, колокольчики, треугольник и другие.
Вторая наиболее обширная группа музыкальных инструментов – струнно-щипковые. И самые древние из них – кифара, лира, арфа. На Руси издавна существуют свои национальные струнно-щипковые инструменты – гусли, домбра, балалайка.
Однако звук, извлекаемый щипком, как бы он ни был красив, всегда остаётся коротким, лишённым певучести. Поэтому, наряду с развитием щипковых инструментов в разных странах появились смычковые музыкальные инструменты. Смычок – длинная упругая трость с натянутым пучком конского волоса – сделал звук протяжным и певучим.
Первыми смычковыми инструментами стали фидель и жига – неизменные спутники бродячих певцов и музыкантов. А в начале 16 века появилась скрипка. Её чистый, нежный, проникновенный звук вскоре покорил весь мир. А следом за скрипкой возникло и остальное семейство струнных смычковых инструментов : альт, виолончель, контрабас. Звук альта ниже звука скрипки, виолончель звучит ещё ниже, а звук контрабаса настолько густой, низкий и мощный, что выделяется даже в самом большом оркестре.
Теперь поговорим о медных, духовых музыкальных инструментах. Давно уже прошло то время, когда эти инструменты изготовляли из морских раковин, кожи, дерева. Духовые инструменты этой группы стали делать из меди: валторны, трубы, тубы, тромбоны.
Очень интересную и своеобразную группу составляют деревянные духовые музыкальные инструменты : флейта, гобой, фагот и многие другие. Флейта известна с древних времён, в 19 веке она была усовершенствована. Она стала соперничать со скрипкой.
Оркестр – это коллектив музыкантов совместно исполняющих музыкальные произведения. Наиболее богат по составу инструментов симфонический оркестр. В его состав входят различные группы инструментов. В каждом оркестре есть руководитель – дирижёр.