Светлана Пархоменко
Бумажный кораблик, родом из детства
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация для родителей в районной газете «Авангард»
Бумажный кораблик, родом из детства
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны самого раннего возраста, отвечающие за речь.
Публикация «Бумажный кораблик, родом из детства» размещена в разделах
Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыках самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью. Детей необходимо упражнять навыкам резания по прямой, вырезать различные формы. Если ваш малыш еще слишком мал, пусть рвет руками газеты, журналы – как получится. Бумага – особый конструктивный материал. Ребенок с удовольствием моделирует различные поделки. Развитию точных движений и памяти помогает плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей.
Мало кто из ребят знает, что перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами. Оригами («ори» - сгибать, «гамии» - бумага) – японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и, конечно, игра. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир – особый, радостный, веселый, добрый и ни на что не похожий.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Складывая фигурки из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь его от других мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь ведет к позитивному изменению целого ряда показателей. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов.
Развивающий потенциал оригами высок. Процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Превращение бумажного листа в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень сложные математические задачи: делят целое на части, знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и получают их в процессе складывания.
Взрослым необходимо помнить, что умелыми пальцы станут не сразу, а если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Оригами для маленьких детей, безусловно, совместная деятельность со взрослыми. Взрослый выступает не только в роли «переводчика», он - активное заинтересованное лицо. Главное – это атмосфера совместной деятельности, радость от возможности сделать и показать всем такую потрясающую модель.
Дорогие родители, не забывайте, что в конструировании из бумаги в технике оригами таятся большие возможности для развития детей.
С. Пархоменко, воспитатель МБДОУ №4