Галина Евченко
Публикация для педагогов «Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Публикация «Публикация для педагогов „Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса в ДОУ“» размещена в разделах
Виды здоровьесберегающих технологий, которые используются непосредственно в нашем учреждении:
• медико-профuлактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
• валеологического просвещения родителей;
• здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профuлактические технологии это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
• организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка
рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
физического развития дошкольников, закаливания;
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;
• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии используемые в ДОУ, направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников. В учреждении реализуются следующие технологии:
• закаливание:
естественными физическими факторами
- режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физкультуре, во время прогулок:
- режим проветривания и оптимизация вентиляции во время дневного сна;
- применение конверторной очистки воздуха и фитоаэронизации в помещениях групп, физкультурном зале, кабинетах;
- местные и общие воздушные ванны;
- световоздушные ванны и солнечные ванны в весенне-летний сезон;
- полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры;
местное обливание:
- рук до локтевого сгиба;
- лица прохладной водой;
• дыхательная гимнастика,
• бодрящая гимнастика,
• динамические паузы
• массаж и самомассаж,
• рецепты здоровья
• корригирующая гимнастика,
• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Все приведённые технологии широко используются педагогами в разных формах организации педагогического процесса : на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направлены на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.