Оксана Крыгина
Консультация для педагогов «Публичное выступление»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Не умея владеть топором, и дерева не срубишь,
а ведь язык тоже инструмент,
и надобно учиться легко и красиво
владеть им…
М. Горький
Быть педагогом сегодня непросто. Быть педагогом - это дар, это призвание. Не каждый образованный человек способен сполна отдавать себя этой сложной профессии. Каждый рабочий день педагога наполнен самоотдачей и безусловной любовью к детям.
Публикация «Консультация для педагогов „Публичное выступление“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В наше время профессия педагога, воспитателя, учителя не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела особую значимость. Дошкольное образование сегодня является первой ступенью общего образования. Это значит, на педагога дошкольного образования ложится большая ответственность за подготовку детей к школе, предъявляются требования к качеству образования. Я считаю, что педагог — это мостик, соединяющий в себе все времена: и прошлое, и настоящее, и будущее.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к психолого-педагогическим условиям для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Поскольку дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.
Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.
Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. В последнее время педагоги сталкиваются с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Поэтому, задача педагога – дошкольника помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные технологии: логопедического обследования, коррекции звукопроизношения, формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи, развития интонационной стороны речи, коррекция темпо - ритмической стороны речи, развития лексико-грамматической стороны речи.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук.
Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
Цель этих технологий не только оптимизация процесса коррекции речи, но и обеспечение оздоровления детей.
Исходя из вышеизложенного я применяю в практической деятельности следующие инновационные технологии:
Элементы сказотерапии, в частности логосказки (артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические, сказки, способствующие формированию связной речи, сказки по обучению грамоте). Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образец образного языка, она развивает речь. Сказка – психологическая защищённость, она формирует веру в позитивное разрешение проблем.
Например: сказка о Весёлом язычке.
Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов
Ты в часы играть готов?
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Например: упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др. Дети очень хорошо принимают данные упражнения и с удовольствием их выполняют.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, вырабатывают силу и направленность воздушной струи.
Логоритмика - это система музыкально - двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Здоровьесберегающие технологии активно включают в себя различные виды массажа. Новыми в работе логопеда являются :
• суджок-терапия - обладает высокой эффективностью и безопасностью. На кистях располагаются система высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.
• пальцевый массаж: прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами.
• аурикулотерапия - массаж ушных раковин. Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связь с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.
Любой массаж сочетается с рассказыванием стихотворения (сочетание речи с движением).
Следующая технология, на которой хотела бы остановиться - словотворчество. Все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности детей в образовании новых слов (Г. А. Каше, Л. Ф. Филичева, Г. В. Чиркина, и др.). Словотворчество является нормой развития детской речи - «появление особых, не зафиксированных в речи взрослых форм, а тем более появление слов, самостоятельно сконструированных ребенком, это как раз свидетельство того, что он осваивает язык успешно, что он самостоятельно конструирует формы, что в его сознании складывается, уже сложилась система определенных правил, которые он использует самостоятельно» (Цейтлин С. Н.). И если словотворчество отсутствует на определенном этапе, это может послужить сигналом о том, что развитие речи ребенка происходит с отклонениями. К. И. Чуковский был абсолютно прав, когда утверждал: «Ребенок, который в своей жизни не создает таких замечательных речений, как «ползух», «тормозило», «кружинки», никогда не станет хозяином своего языка. Он болен, надо быть глухонемым, чтобы не чувствовать изящества и выразительности детских языковых находок».
Использую создание игровой ситуации - (например, поможем маме назвать детенышей - Ушастик, Пушистик, Бегунок и т. д.) использую художественное слово для закрепления словообразовательных навыков ("Найди слова-родственники").
На занятиях использую информационно коммуникативные технологии. Они помогают провести дидактические интерактивные игры для развития фонематических процессов. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, необходимо организовывать коррекционный процесс таким образом, чтобы ребенок ощущал интерес, новизну, элемент игры и творчества. Использование новых технологий, в сочетании с традиционными, дают хороший результат. Наряду с коррекционными задачами, вносят разнообразие, создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций, что помогает достигать хороших результатов коррекции речевых нарушений.
Вышеперечисленные технологии позволяют организовать на высоком уровне коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном учреждении. Современные технологии позволяют развивать у детей речемыслительную деятельность, формировать моторно-двигательную сферу, совершенствовать коммуникативные умения, упражнять в употреблении различных частей речи.
Надо уметь правильно
произносить звуки, слова, фразы.
Научившись этому так,
чтобы все это вошло
в привычку – можно творить.
К. С. Станиславский