Алевтина Смирнова
Конспект НОД по духовной культуре «Птицы Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по духовной культуре
Департамента образования администрации городского округа Самара
Октябрьского района.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 160" Городского округа Самара
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:
Духовная культура :
Выполнила:
Смирнова
Алевтина Леонтьевна
Воспитатель коррекционной группы
МБДОУ№160
Публикация «Конспект НОД по духовной культуре „Птицы Поволжья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Городского округа Самара
Цель: воспитывать интерес и любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Задачи:
1. Расширять знания детей о природе родного края - Поволжье, средней полосы России.
2. Продолжать знакомить детей с птицами, обитающими на территории Самарской губернии степной и лесостепной зоне (беркут, степной орел, орлан - белохвост, лунь, канюк, местом обитания, чем питаются, пользой.
3. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между особенностями внешнего вида и условиями жизни.
4. Воспитывать желание оказать посильную помощь птицам зимой.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.
Материалы:
• Презентация (Птицы Поволжья);
• Презентация «Птицы Поволжья»;
• Аудио — запись с голосами птиц;
• Листы бумаги;
• Карточки с рисунками животных
• Обручи
• Шапочки птиц, орла
• Принадлежности для рисования.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций с изображением птиц, картин цикла «Птицы»;
• беседы о перелётных и зимующих птицах;
• беседы о птицах, обитающих в степи и лесостепи;
• наблюдения на птицами во время экскурсии в зоопарке.
Словарная работа: орел, степь, пестринки, бурый.
Ход занятия
Воспитатель с детьми входит в зал, на экране волжский утес, с парящим в небе орлом. (стоят макеты елочек, деревьев и кустов)
— Воспитатель: Дети как вы думаете где находится пейзаж, который мы видим на экране. Это наш родной край, наш дом - Поволжье.
Поволжье это - река Волга, бескрайние поля и степи, холмы и волжские утесы.
Читает стихотворение Никитина.
Широко ты. Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
-Краткая беседа о Поволжье
-Назвать птиц обитающих в наших лесах и парках.
-Обратите внимание на птицу, которая парит над волжским утесом. Кто это?
Прослушивание фрагмента записи с голосами птиц.
Назвать птиц обитающих в наших лесах и парках.
— Воспитатель: Дети, как называют птиц, которые живут в степях Поволжья?
— Дети: степные.
— Воспитатель: правильно, а как вы узнали, что это орел?
— Дети: большие крылья, большие лапы, острые когти,
— Воспитатель: молодцы! Давайте посмотрим, как они выглядят птицы обитающие в степной зоне нашей губернии (показ презентации (Птицы Поволжья).
— Воспитатель: В степи живет много видов орлов, дети, а что это за птица?
— Воспитатель: Это птица называется Орел степной.
Рассматривание птицы по картине.
— Воспитатель: Орел это – крупная птица, она житель степей и лесостепи.
С большими величаво раскрытыми крыльями, крепким телосложением, недлинной, мощной шеей. Крылья широкие, хвост довольно короткий. Клюв мощный, загнутый «крючком» вниз. Ноги оперены до пальцев.
Орел – очень красив. У орлов массивное телосложение, большие и широкие крылья. Птицы имеют большие клювы и сильные ноги с закругленными когтями. Они, летают очень высоко, выслеживая с легкостью жертву благодаря своему зрению.
— Воспитатель: как вы думаете, почему у них такие широкие крылья, большой клюв, острое зрение?
— Дети: Чтобы быть выслеживать добычу.
— Воспитатель: Конечно, когда орел парит на большой высоте, он малозаметен для сусликов, грызунов, зайцев. Орлы ищут добычу, паря в воздухе, или караулят её, сидя на «присаде» – высоком месте или лёжа у нор грызунов). Часто подбирают падаль. Они сидят на гнезде, среди прошлогодней травы они становятся малозаметными.
В Самарской обл. ареал степного орла затрагивает юго-восток, где существует небольшая гнездовая группировка в районе Синего Сырта.
— Воспитатель: Чтобы составить пищевую цепочку для орла, назовите чем эта хищная птица питается.
Мы знаем, что орел питается хищными животными (лисами, грызунами, а может и ягненком угоститься.
Выложите картинки с изображением этих животных в верхней части карточки.
Далее мы должны разобрать, чем питаются те животные, которые служат пищей для орла: лисы едят мышей и зайцев, сусликов, куропаток.
Выложите изображения этих животных во втором ряду.
мыши, суслики, едят корни трав и злаки; ягнята едят траву.
Это будет нижний ряд нашей пищевой цепи.
Вот так выглядят пищевые цепочки питания для орла.
Орел красивая сильная птица. Поднимаясь высоко в небо, орел олицетворяет свободу, солнечную силу, огонь бессмертие, почитался царем птиц и владыкой небес.
Эти качества человек отразил в сказках, мифах, пословицах.
-Послушайте некоторые из них.
- Орла узнаёшь по полёту, а молодца по обороту.
- Лучше биться орлом, чем жить зайцем.
- Орел границ себе не знает и выше облаков взлетает.
-Смелые войны владеют большой, безграничной территорией.
"Куропатки и орел»
Инвентарь: разноцветные кольца по количеству игроков.
Цель игры: улучшать пространственную и зрительную ориентацию.
Игроки – «куропатки» свободно расположены на площадке в «гнездах» - кольцах, водящий – «орел» находится в стороне от игроков. По команде «Куропатки, полетели гулять!» птенчики вылетают из своих домиков, бегают по площадке, «машут крыльями». По команде «Орел!» прячутся в свои гнезда, а орел старается их догнать и запятнать.
!Во время бега не наступать на гнезда, прятаться только в свое гнездо.
Дидактическая игра
Найди гнездо орла.
Вспомните и назовите какие у орла крылья. Длинные, широкие, сильные.
Птица крупная, летает высоко в небе.
Отметь на карточке место, где орел поместит свое гнездо.
-В дупле
-На высокой скале
-Под крышей
-На высоком дереве
-На кочке водоема
-На высокой старой башне
А теперь вы сами будете составлять загадки описание про орла и других птиц.
-Большие крылья, острые когти, высоко в небе летает, добычу поджидает.
Эта птица не дневная,
Эта - видит в темноте.
Грозный хищник. Мышка знает:
По ночам сиди в дупле! /сова/
- Хищная она. Большая!
Каждый птицу эту знает.
Клюв крючком и гордый взор -
Колорит степей и гор. /орел/
- В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка… /дятел/
- Клюв огромный, как крючок,
Но об этом всё - молчок.
Я встречаю здесь зарю.
В небе голубом парю,
И летаю выше гор,
Узнаёте? Я -… /орел/
- Эта птичка - невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок. /воробей/
Назовите птиц, которые улетят на зимовку на юг.
- Орел
Кто останется зимовать
-Сова, дятел, воробей
— Воспитатель: Молодцы!
Орлы улетают на юг, когда начинают замерзать водоемы. Попутно на пролете обследуют озера, расклевывают подранков и не найденную охотниками убитую дичь. Зимуют на побережьях незамерзающих крупных озер и морей от З. Европы до юга Азии
Занесен в Красные книги Международного союза охраны природы, России и Казахстана. Главные факторы, сокращающие численность степного орла – беспокойство на местах гнездования, прямое уничтожение, вырубка старых деревьев. Необходима охрана гнезд, сооружение искусственных гнездовых платформ в безлюдных угодьях, строгое наказание браконьеров
Итог: Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!