Колобова Анастасия Александровна
Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП) в условиях ДОО.
Задачи:
актуализировать имеющиеся у педагогов знания по проблеме сопровождения семей СОП;
выделить этапы и направления сопровождения семьи;
расширить представления педагогов о признаках СОП семьи.
Педагог-психолог :
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях ДОУ» размещена в разделах
Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема нашей сегодняшней встречи, «Психолого – педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях ДОУ»
Но для начала давайте ответим на вопрос: Что такое семья? (ответы команд, обобщение ведущего)
Семья это малая группа, основанная, на браке и главной её функцией является обеспечение появления и воспитания потомства. Воспитание детей в семье и забота о них это приоритетное право и главная обязанность родителей, согласно семейному законодательству РФ.
Семья – это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Следующий вопрос: Какие обязанности по отношению к несовершеннолетним должны выполнять родители? (ответы, обобщение) Пункты на экран СК РФ ст. 63
Все эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье.
К сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях снижается количество благополучных семей.
Неблагополучные семьи - в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90 % детей из неблагополучных семей страдают неврозами.
Психолого - педагогическая работа с детьми, оказавшимися в социально - опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, она требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.
А сейчас я хотела подробнее остановиться на том, что такое семьи в социально опасном положении или мы сокращенно называем СОП и семьи группы риска.
И хотелось бы услышать: Какие причины порождают семейное неблагополучие? (ответы.)
В семьях, находящихся в социально - опасном положении утрачивается значительное число семейно - нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально - опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально - опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи (Статистические данные на экран)
Для определения содержания работы педагогов общеобразовательных учреждений с несовершеннолетними и родителями, находящимися в социально - опасном положении, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально - опасном положении».
Под социально - опасным положением понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно - гигиенические условия для жизни ребенка и т. д.);
- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- наличие аддикций - алкоголизм, наркомания, игромания, и др. ;
- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, либо иным ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка-признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:
- утомленный, сонный вид, опухшие веки;
- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;
-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
-многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;
-повторные случайные травмы или отравления;
-постоянный голод и (или) жажда;
-кража пищи;
-стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
- требование ласки и внимания;
- подавленное настроение, апатия;
- агрессивность и импульсивность;
- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
- неумение общаться с людьми, дружить;
- регрессивное поведение;
-низкая самооценка.
Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». Так как не всегда неблагополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях - об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику. К таким семьям относятся:
1. Семья однодетная может сформировать балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей – коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже анти социальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей. В таких семьях тормозиться развитие детей, допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело
5. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка.
6. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психике, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость с окружающими.
7. Семьи, где родители ориентированы лишь на материальное обеспечение ребенка и себя, родители постоянно заняты приобретением вещей и устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям, не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.
8. Опекунские семьи, проблемы появляются с взрослением детей, чем старше дети, тем больше проблем во взаимопонимании.
9. Семьи с родителями – инвалидами или детьми – инвалидами, проблемы возникают из-за низкого материального обеспечения семьи, невозможности в полной мере социализировать ребенка, несовершенства медицинского обслуживания.
10. Семьи беженцев, когда зачастую нет своего жилья, родители безработные либо имеют низкооплачиваемую работу.
Исходя из того вытекает следующий вопрос: Как отследить благополучность и не благополучность семьи? (ответы.)
И так, чтобы отследить благополучность или не благополучность семей, учебный год для воспитателя и специалистов ДОУ начинается с традиционного знакомства. При этом выясняются следующие факторы:
- жилищные условия семьи;
- возраст, образование матери и отца ребенка;
- супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.)
- состав семей и структура родственных связей: полные, одно- двухдетные, многодетные, неполные с указанием, кем является воспитанник: старшим, младшим, единственным ребенком в семье и пр. ;
- полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);
- поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.
На основе этих данных воспитатели составляют социальный паспорт семьи.
У педагогов - психологов существуют определенные подходы к выявлению данных критериев: диагностика детско-родительских отношений; выявление изменений в поведении дошкольников; изучение отношений дошкольников к оценке своего поведения.
Наиболее продуктивными методами изучения семьи и ее воспитательного потенциала являются наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование, тестирование.
Для того чтобы предотвратить появления семей группы «риска» и оказывать помощь семьям, уже оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо проводить первоначально диагностику семейной обстановки.
Методики, предлагаемые ребенку :тест Люшера, Рисунок семьи, Цветовая социометрия, Детский апперцептивный тест (CAT) Л. Беллак, Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене - Д. Антони, Незавершенные предложения, Человек под дождём.
Методики, предлагаемые родителям: Анамнестический вопросник, Семейная социограмма, Шкала семейной адаптации и сплоченности, Тест – опросник родительских отношений (А. Л. Варга, В. В. Столин, Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». При использовании диагностических методик необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- психологическая диагностика должна осуществляться только при наличии установленных отношений доверия между специалистом и семьей;
- экспертиза по различным аспектам не должна принимать характер эмоциональной оценки со стороны специалиста, работающего с семьей;
- ознакомление третьих лиц с информацией о психологических особенностях семьи и ребенка, разрешается только с их согласия.
С семьями «группы риска» проводится психолого-педагогическое просвещение, наблюдение, анкетирование.
Выявленные семьи с признаками неблагополучия становятся объектом пристального внимания ответственного по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия, назначенного по приказу руководителем ДОУ.
На основе этих данных составляется индивидуальный план работы с семьей.
В него входит работа повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ, рейды в неблагополучную семью по мере необходимости.
Если профилактическая работа с семьей не дает результата. Далее принимается решение об оповещении главного специалиста УО, курирующего дошкольное образование, далее органы опеки и попечительства КДН и ЗП. При необходимости, в экстренных случаях в органы МВД. Запускается механизм межведомственного взаимодействия.
Составляется межведомственный комплексный план индивидуальной профлактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. Психолого-педагогическое сопровождение семьи СОП представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения родителей, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально - психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.
План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны образовательного учреждения. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.
Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки, в наблюдении и консультациях психолога, психотерапевта, социального педагога, воспитателя.
Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете.
Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях психолога о необходимости лечения от зависимостей, в оказании психиатрической и наркологической помощи, в индивидуальной работе психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.
Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей педагогами в систему дополнительного образования, в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка.
Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, индивидуальные беседы, консультации психолога.
Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки).
В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.
Последний этап: реализация индивидуального плана психолого педагогического сопровождения семьи. Важным фактом которого является оказание ей широкого спектра помощи специалистами.
Из практики работы мы знаем, что семьи, находящиеся в ТЖС и СОП нуждаются в следующих видах помощи:
психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
педагогической (повышение педагогического компетентности родителей, оказание помощи ребенку);
правовой (повышение правовой грамотности родителей);
медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).
Остановлюсь подробнее на освещении вопроса — профилактическая работа с семьями данной категории.
Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача учреждения заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у воспитанников.
В своей работе с неблагополучными семьями воспитатели, специалисты, администрация ДОУ могут использовать различные приемы: убеждение; моральная поддержка; вовлечение в интересную деятельность и др. и широкий перечень возможных форм и методов: беседы; консультации; собеседования с родителями; наблюдение за семьями; приглашение и привлечение к участию родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ – выставки, собрания, акции; лекции; семинары; тематические родительские собрания; подбирать и выдавать родителям литературу из библиотеки ДОУ по воспитанию детей и др.
Педагог-психолог всегда старается поучаствовать на родительском собрании, провести тест или разыграть какую-либо ситуацию. Например, не всегда с виду в благополучной семье царит благоприятный психологический климат и в связи с этим можно разыграть мини-сценку «Статуя ребёнка». Предлагаю вам поучаствовать в ней.
Добровольцы играют роль мамы и дочери.
-Вы маленькая дочка. Вы с мамой спешим в садик, вам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребёнок, любознательный, задающий много вопросов. Мама берет ребенка за руку, и вы бежите к автобусу.
Мама! А что там такое, посмотри!
Некогда мне, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! ПЕРЕСТАНЬ ГЛАЗЕТЬ! Все хором: перестань глазеть!
(ребёнку завязываются глаза)
Забегаем в автобус, и я мама встречает свою подругу, обсуждаю с нею прошедший день, своих знакомых.
-Мама, мама! А ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? Уши развесила! Как не стыдно! ЗАКРОЙ СВОИ УШИ! (все повторяют хором)
(ребёнку завязываются уши)
Выбегаем из автобуса. Торопитесь дальше.
- Какой сегодня день красивый! Меня ждёт в группе Маша. Я ей обещала книжку показать.
- Перестань болтать. Мы опаздываем! БЫСТРО РОТ ЗАКРОЙ! (ребёнку завязывается рот)
Летите дальше. Девочка ничего не понимает, молчит, но начинает поднимать веточку. Мама кричит:
-Что у тебя за руки! УБЕРИ РУКИ! (завязываются руки)
Тут дочь начинает прыгать, скакать. Мама в ужасе:
-СТОЙ СМИРНО! (завязываются ноги)
-Что ты тянешься, копуша, делай шире шаг! Дай руку - не руки, а крюки. Ни писать, ни держать, ничего не умеешь! Гляди на дорогу - идёшь как слепец! Да не молчи, когда с тобой разговариваю!
Ребёнок начинает плакать. Мама начинаю на неё орать.
-Позоришь меня! Кому сказала - ПЕРЕСТАНЬ ПЛАКАТЬ? (перевязывается живот)
Мама недовольна всем. Запретила ребёнку всё, а хочет, чтобы у дочечки всё получалось. Ребёнку запретили даже плакать- выражать свои чувства. Какие чувства возникают у девочки? Разве можно здесь говорить о материнской любви?
Затем развязываем по очереди то, что просит ребёнок.
-Какие чувства испытывали?
-Что помогало выдержать обидные слова матери? А вы в роли мамы? А ведь в жизни часто так бывает, что у ребёнка нет такой поддержки или этой поддержкой является посторонний человек. И что же мы получили - ребёнка- статую. Этот ребёнок приходит в садик и на него сыплются новые запреты.
-Как чувствует себя ребёнок?
Если вы видели своего ребёнка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать – это обнять, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребёнку.
Детям, да и всем взрослым, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.
Учёными доказано, что потребность в любви одна из самых важных. Любовь нужна для нормального развития ребёнка. Поэтому нужно говорить о любви, показывать свою любовь.
Психологи рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. Считает, что 4 объятия в день необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо 8 объятий. А для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально -12 раз. Говорят, что руку ребёнка нужно держать пока он сам её не отнимет.
Просветительская деятельность родителей является одним из основных видов профилактической деятельности всего педагогического состава учреждения, особенно психологов и социальных педагогов (при наличии).
Наиболее эффективным способом на сегодняшний день является создание внутри учреждения родительских тематических клубов, где психолог не только делится нужной информацией, но и проводит социально-психологические тренинговые занятия, в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся эффективно общаться с детьми, имеют возможность поделиться своими наблюдениями и рекомендациями по проблеме.
При проведении профилактической работы с семьями, находящимися в ТЖС и СОП важной задачей является – побудить родителей к изменению своих взглядов и поведения, т. е. подводить их к пониманию:
зачем ему вести здоровый образ жизни;
зачем ему выполнять в полной мере свои родительские функции;
зачем ему расширять свои педагогические познания;
что это дает его ребенку (построение позитивного прогноза);
что это дает ему лично (его личный позитивный прогноз) как женщине или мужчине, как супругу, как работнику;
что он приобретает;
а что может быть, если родитель решает все оставить, как есть на данный момент (построение негативного прогноза,
как трудности ребенка связаны с данной семейной ситуацией.
Эффективной формой профилактической работы является — использование видеоматериалов (флештренингов) как при проведении индивидуальных и групповых консультаций, так и при проведении диспутов, родительских собраний.
Принцип данной формы работы заключается в просмотре видеороликов, социальной рекламы с последующим обсуждением в группе. Это, своего рода, тренажер, позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в решении проблем родителей и детей. Понимание содержание видеороликов позволяет человеку переосмысливать собственный внутренний мир, расширять свой ролевой репертуар. Сюжет видеороликов, позволяет увидеть в героях самих себя, своих близких, свои поступки. Он предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подталкивает к принятию единственно верного для нас решения. ( К примеру: Мама с дочерью подростком идут ругаются по улице)
При использовании метода просмотра видеороликов при проведении профилактической работе родитель может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает участнику просмотра перенести содержание внутреннего мира во вне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни.
Возможность оставаться «скрытым» позволяет родителям и детям проникать в мир собственных чувств с наибольшей осторожностью и выдерживать ровно столько, сколько он может выдержать в данный момент. В данном случае защитой служит «маска», то есть образ героя видеоролика и осознание того, что это — всего лишь фильм, а значит, все происходящее — «не моя жизнь».
Эффективность использования данной формы работы достигается за счет таких качеств, как:
- наглядность;
- легкость подачи и объяснения материала;
- использование видеоматериалов способствует наибольшему запоминанию материала за счет наглядности.
Флештренинг «Ветер и цветок»…
Неблагополучные семьи – это наша общая беда. Важно помнить, что семейное благополучие – явление относительное и может носить временный характер. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОО.
В завершении я предлагаю вам для работы с семьями буклет «Алгоритм сопровождения семей СОП»
Всем спасибо за активное участие в нашей встрече.
Литература:
Буянов М. И Ребенок из неблагополучной семьи – М. ,1990.
Казакова Е. И. Дети «группы риска» : реабилитационные программы педагогического взаимодействия. – СПб., 2001.
Никитина Н. И., Глухова М. Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.
Олиференко П. Л. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М., 2002
Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М., 2008.
Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие. – М., 2005.