Лидия Подбуцкая
Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Тема моего выступления: Психолого-педагогическое сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ КК КПТ
Подготовка к конкурсу профессионального мастерства «Абилимпикс».
Слайд2Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессионального образования осуществляется решением следующих задач:
организация комплексной диагностики уровня актуального развития обучающихся;
отслеживание динамики развития обучающихся специалистами;
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ОВЗ» размещена в разделах
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
разработка и реализация комплексных программ сопровождения;
разработка и реализация программ профилактической работы;
организация консультативной работы
Во время подготовки к чемпионату «Абилимпикс» обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья испытывают двойную нагрузку. Им необходимо наравне со всеми ещё и осваивать учебную программу. Такой ритм сказывается на эмоциональном состоянии. Периоды уверенности в профессиональном успехе могут сменяться апатией и сомнениями, поэтому важно улавливать перемены в настроении таких студентов. Одним из важных аспектов подготовки к чемпионату является мотивация обучающихся, дать обучающемуся целевую установку.
Чем выше заинтересованность обучающегося с ОВЗ участвовать в профессиональном конкурсе, тем ему легче на этапе подготовки. Внутренняя мотивация значима для конечного результата – студент с полной отдачей готовится, получает удовольствие от процесса, что благотворно влияет на эмоциональный настрой.
Слайд 3
Обучающимся категории ОВЗ, участие в профессиональных конкурсах важно и необходимо. Процесс включения в соревновательную деятельность сопровождается рядом факторов :
- развивает коммуникативные качества обучающегося;
- помогает справляться со стрессовыми ситуациями;
- формирует уверенность в себя и свои возможности;
- способствует формированию системных действий в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности;
- расширяет круг профессиональных умений по выбранной профессии;
- совершенствует навыки самостоятельной работы и создает условия для формирования профессионального мышления.
Слайд 4
В чемпионатах Абилимпикс обучающиеся Кореновского политехнического техникума участвуют в 11 компетенциях. В этом году принимают участие 13 студентов имеющие категорию ОВЗ и категорию «ребенок – инвалид».
Слайд 5
Участию в конкурсах данной категории предшествует большая психолого-педагогическая работа - сопровождение в период подготовки к конкурсу профессионального мастерства, которая включает в себя:
1) диагностики профессионально значимых психофизиологических особенностей;
2) психологическое консультирование;
3) тренинги через индивидуальные и групповые занятия по комплексной программе психолого-педагогического сопровождения
Слайд 6
В диагностической работе использую:
опрос,беседы - для выяснения важных сведений о обучающимся, уровня развития, способностей, особенностей характера, поведения, его отношения в семье;
Наблюдение - для изучения взаимодействия с другими обучающимися, преподавателями, организации быта в общежитии,
В тестирование использую стандартизированные методики для определения протекания специфики психических процессов и состояний студентов с ОВЗ
Слайд 7
Коррекционно-развивающая работа начинается с проведения для всех студентов и лиц с ОВЗ адаптационных развивающих занятий с элементами тренинга и социальных игр.
Эта работа является значительно важным и обязательным этапом в процессе адаптации лиц с ОВЗ в новом коллективе, так как жизнь большинства студентов с ограниченными возможностями наполнена обидами, унынием, ощущением ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем.
Слайд 8
Для обучающегося с ограниченными возможностями очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Для детей с ОВЗ очень трудно социализироваться, особенно в плане приобретения профессии. Развитие тщательности может пригодиться в будущем (заниматься сборкой бус, ручек, конвертов).
На мой взгляд, арт-терапия- это более действенная технология для общего психического, личностного и социального развития обучающегося с ОВЗ.
Эффективность этой технологии в поддержании психического здоровья :
-формирования адекватных отношений с окружающими ребенка людьми,
-приобретения навыков в той или иной предметной деятельности,
- навыков общения,
-усвоения социальных норм поведения,
-повышения жизненного тонуса,
-улучшения эмоционального и физического состояния,
-избавления от психотравм и облегчения переживаний травмирующих жизненных обстоятельств,
-формирования всего комплекса когнитивных процессов, творчества.
Слайд 9, слайд 10
В своей работе я использую пластилин, цветную прессу, аквариумный песок (если у ребенка аллергия на песочную пыль, можно использовать аналоги песка — манку или поваренную соль). Для придания этим материалам цвета достаточно добавить в них перетертые цветные мелки) так же использую фигурки сказочных героев (детский киндер, аксессуары (бусы, пуговицы, пряжки и пр., природные материалы (камни, ракушки, веточки деревьев, фасоль, орехи, шишки) В тренингах на «Командообразование» в упражнениях очень нравиться подросткам тактильный мячик, МАК-карты.
Создание коллажей помогает понять себя, войти в контакт с настоящим, научиться строить свою реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.
Слайд 11
Консультативная работа направлена на непрерывность специального индивидуального сопровождения студентов с ОВЗ и их семей по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
На сегодняшний день основной формой моего взаимодействия с родителями всех студентов, а так же с ОВЗ остаётся индивидуальная работа. Для изучения семейной микросреды ребенка провожу диагностико-аналитическую работу с родителями. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Использую такие методики как АСВ, ОРО.
Консультации преподавателей по психофизиологических особенностей студентов;
консультации студентов с ОВЗ по вопросам взаимоотношений с близкими людьми, сокурсниками, родителями и преподавателями;
Слайд 12
Просветителькая работа и психопрофилактика включает в себя
Различные формы просветительской деятельности
(беседы, печатные материалы, сайт, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса, обучающимся, их родителям, педагогическим работникам, по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ.
Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Слайд 13
Большое значение в подготовке и участии в конкурсе имеет педагог – наставник, который после и даже параллельно совместно с педагогом-психологом работает со студентом с ОВЗ.
Для снижения напряженности педагог-наставник в период подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ к чемпионату использует алгоритм действий, который способствует развитию мотивации и творческой активности обучающихся.
Слайд 14
Итогом психолого-педагогического сопровождения являются следующие результаты работы:
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри группы и техникума;
• рост интереса к обучению, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
• количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
• рост вовлеченности обучающихся в жизнь техникума;
• рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;
• обучающиеся преодолевают вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;
• снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Слайд 15
И свое выступление хочу закончить словами русского педагога и писателя Константина Дмитриевича. Ушинского необходимо дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинст