Тагирова Ирада Рамазановна
Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ
Педагог-психолог :Тагирова И. Р
МБДОУ №19 «Паровозик»
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению вопроса одаренности. В ней освещены такие моменты, как актуальность данного явления в современном обществе, значимость развития одаренных детей для будущего страны. Рассмотрено понятие психолого-педагогического сопровождения выдающихся детей в ДОУ. Роль семьи в развитии одаренных детей.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в детском саду» размещена в разделах
Ключевые слова: одаренность, эффективное развитие, психологическое сопровождение, задатки, уникальное явление.
Annotation : This article is devoted to the question of giftedness. It highlights such moments as the relevance of this phenomenon in modern society, the importance of the development of gifted children for the future of the country. The concept of psychological and pedagogical support of outstanding children in kindergarten is considered. The role of the family in the development of gifted children.
Key words : giftedness, effective development, psychological support, inclinations, unique phenomenon.
«Если вы одаренный человек, это не значит,
что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать»
Карл Густав Юнг, швейцарский психолог 1875 – 1961
Так что же такое одаренность, а самое главное, почему в последнее время уделяется особое внимание развитию одаренных детей! Давайте разбираться вместе.
Разные словари трактуют данное понятие следующим образом:
Одаренность – даровитость, талантливость, способность; гениальность, харизма, дарование, высокоодаренность. (словарь синонимов)
Одаренность – термин, широко распространившийся за последние десятилетия в психологии, несмотря на значительную неясность его содержания. Чаще всего этот термин применяется при определении умственных способностей человека, но можно говорить и об одаренности в других направлениях ее – музыкальной, моторной (двигательной) и др. (большая медицинская энциклопедия);
Одаренность - 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;
2) общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;
5) талантливость; (большая психологическая энциклопедия)
Как мы можем наблюдать трактовок у термина «одаренность» много, но суть улавливается одна – это то, что даровано человеку от природы, это Дар. Соответственно можно сделать вывод, что наиболее ярко одаренность проявляется в раннем возрасте – детстве.
Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования определяет задачу сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также развития эстетических качеств воспитанников.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Проблемы детской одаренности, развития творческого мышления дошкольников являются актуальными для современного дошкольного образования.
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. [2,30] Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире, они – ценная, но хрупкая часть нашего общества.
Одаренный дошкольник отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового.
Одаренные дети дошкольного возраста остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо учитывать, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. [5, 35]
Для раскрытия и дальнейшего развития потенциала одаренного дошкольника необходимо приложить немало усилий. И работа эта должна быть коллективной: педагоги – ребенок – родители. Дошкольная организация – это самое благоприятное место для развития способностей и таланта детей. Ведь, следуя ФГОС в ДОУ идет работа сразу по 5 направлениям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Таким образом, можно создать и реализовать проект, а детский сад станет прекрасной экспериментальной площадкой по выявлению и развитию одаренных детей.
Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, ориентированного на развитие способностей, как предпосылок одаренности детей.
Задачи проекта:
-создать каждому ребенку комфортные условия для развития творческих и познавательных потенциальных способностей, как предпосылок одаренности
развивать способности детей в совместной деятельности;
-активизировать, обогащать воспитательные умения, поддерживать их
-уверенность в собственных педагогических возможностях;
-изучать и обобщать лучший опыт семейного воспитания в развитии способностей и одаренности своего ребенка.
Именно при такой совместной слаженной работе развитие способностей ребенка принесет свои плоды. Ведь для маленьких детей очень важно знать и чувствовать поддержку.
Поэтому пришло время поговорить о психолого – педагогическом сопровождении таланта.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие. [1,60]
Для того чтобы ребенок проявил свои интеллектуальные способности и успешно развивался, ему надо оказывать специальную и длительную психолого-педагогическую, эмоциональную поддержку в сочетании с умеренным контролем результатов.
Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения. [4, 61]
Воспитание одаренных детей выдвигает значительные требования к психологической, интеллектуальной, моральной и артистической восприимчивости у воспитателя. Многие дарования имеют отличительные свойство: они сами умеют о себе позаботиться. Чем более гениален одарённый ребенок, тем более его творческая способность ведет себя как личность, далеко превосходящая в данных обстоятельствах возраст ребёнка («гений»). Одаренность становится ценностью лишь в том случае, если остальная личность идет с ней в ногу так, что талант может быть применен с пользой. [6, 215]
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.
Список литературы.
1. Босякова, С. Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. №2. - С. 68-74.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети 1991. М.
4. Монгуш О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М. : Буки-Веди, 2015. — С. 59-62.
5. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М. : Владос, 2003.
6. К. Г. Юнг “Проблемы души нашего времени”, СПб. : 2002 - 352 с.