Людмила Дружинина
Психолого — педагогическое сопровождение музыкального воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
По указанию президента республики Саха и при поддержке Правительства Республики,
был проведен форум «Музыкальное искусство и муз. воспитание подрастающего поколения», где участниками был одобрен проект «Музыка для всех»
Публикация «Психолого — педагогическое сопровождение музыкального воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Основной лейтмотив проекта «Музыка для всех» основывается на роли музыки, влияющей на нравственное и интеллектуальное развитие воспитанников. Психология музыкального воспитания, является частью музыкальной педагогики, которая направляет природные задатки и одаренность в нужное русло, способствует развитию музыкальных способностей.
«Каждый, кто хоть немного ощутил в какой либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает.»(вопросы музыки, Глебова).
Среди психологических работ можно выделить работы, С. Н. Беляевой – Экземплярской, посвященных исследованиям особенностей восприятия музыки ребенком. В ее статье «Музыкальное переживание в дошкольном возрасте» дается материал исследований, раскрывающий общий хар – р музыкально восприятия ребенка, восприятие мелодической стороны и узнавание темы, восприятия мажорного и минорного лада, гармонии, а так же характеристика типов музыкальных восприятий.
В современном музыкальном воспитании сегодня существует очень много психологических и этических проблем. Можно остановиться хотя бы на нескольких, наиболее распространенных.
Первое : следует отметить проблему мотивации музыкального воспитания. В более ранний период (40 – 50 годы, необходимость музыкального воспитания не вызывала сомнений. А вот в последствии (в наше время), роль музыки в воспитательно – образовательном процессе, стала уменьшаться. То, что произошло, свидетельствует о том, что между воспитанием и образованием, появилась трещинка. В погоне за объемом информации, упущена забота о формировании нравственного мира ребенка. Мы, музыканты, часто сталкиваемся с недооценкой значения предмета «Музыка» на всех уровнях, как среди педагогов, так и среди родителей!
Одним из доказательств необходимости музыкального воспитания, полноправного существования музыки среди других предметов является история возникновения искусства и опыт педагогики, начиная с древних цивилизаций. Если исходить из положения о преемственности культурных традиций – как основы развития человечества, то необходимо признать всеобщность музыкального воспитания высокого уровня.
Издревле музыкальному воспитанию придавалось общегуманитарное значение, за ним признавалась ведущая роль в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности. С одной стороны, это связано с особенностями средств музыкальной выразительности, их влиянием на психику, с другой – со способностью музыки, как никакого другого вида искусства, моделировать сложнейшие процессы духовного мира человека на уровне сознания и подсознания, наконец, с ее исключительно сильным нравственным воздействием на эмоциональную сферу и духовный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
Нельзя забывать и о компенсаторной функции музыки.
Большая нравственная и психическая нагрузка в современной жизни, ее стремительные темпы в совокупности с тотальной технизацией, пагубно влияют на нервную систему детей.
Компенсаторная роль музыки заключается в том, что она дополняет недостаток в удовлетворении базовых потребностей в сфере подсознания. Музыка способна доставлять удовольствие, приносить духовное очищение – и в этом ее главное предназначение.
В философских и педагогических трактатах прошлых веков говорилось о смягчении и облагораживании нравов под воздействием музыки. Но знали и другое, что влияние музыки может быть как положительным, так и отрицательным, способным будить в подсознании низменные инстинкты. Произведения искусства создавались строго по законам красоты и благотворного влияния на психику. Это лежало в основе художественного метода. Ныне всеобщий для музыки закон гармонии и красоты, о котором писал Моцарт, нередко игнорируется.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Музыка окружает нас повсюду и имеет возможность воздействовать. Недаром ученые провели исследования, где подтвердились священные писания о том, что наш мир создан из звука. Например, музыка Моцарта и Вивальди воздействует благоприятно на человека, а тяжелый рок разрушает клетки организма и приводит к болезням. Так средства массовой информации обрушивают на детей примитивную, безнравственную, агрессивную музыку. Это приводит к безнравственному, примитивному обществу! Как говорил Конфуций: «Разрушение государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий светлой и чистой музыки народ обречен на вырождение».
Поэтому очень важно, чтобы родители уделяли больше внимание музыкальному воспитанию детей, так как музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнить впоследствии. Поэтому музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «. у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением.».
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (О. П. Радынова).
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Как говорил Аристотель: «По средствам мелодии и ритма можно вызывать любые чувства. Следовательно, при помощи музыки, человек приучается испытывать правильные чувства, таким образом, музыка обладает силой формировать характер». Слушая музыку, дети получают воспитание и понятие о добре и зле, о героизме и трусости.
Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Создатель модели «идеального детского сада» К. Н. Вентцель предложил свою систему музыкального воспитания, состоящую из разнообразных видов деятельности: пение, слушание, танцев, игры на детских музыкальных инструментах. Основное назначение музыкального воспитания, с его точки зрения, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому, считал он, надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него как на «маленького художника».
Очень важно, чтобы родители уделяли больше внимание музыкальному воспитанию детей, так как музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнить впоследствии. Поэтому музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г. М. Науменко писал: «. у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением.».
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.
«Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (О. П. Радынова).
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Как говорил Аристотель: «По средствам мелодии и ритма можно вызывать любые чувства. Следовательно, при помощи музыки, человек приучается испытывать правильные чувства, таким образом, музыка обладает силой формировать характер». Слушая музыку, дети получают воспитание и понятие о добре и зле, о героизме и трусости.
Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Создатель модели «идеального детского сада» К. Н. Вентцель считал,что основное назначение музыкального воспитания, с его точки зрения, не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих сил ребенка. Поэтому надо опираться на свободную активность детей, исходить из природы ребенка, смотреть на него как на «маленького художника».