Екатерина Рудыхина
Психолого-педагогическое обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с родителями современных дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена изучению психолого-педагогическое обеспечение эффективного взаимодействия педагога ДОУ с родителями современных дошкольников. Раскрыто понятие и сущность эффективного взаимодействия. Теоретический анализ позволил провести эмпирическое исследование, разработать и апробировать программу психолого-педагогического обеспечения эффективного взаимодействия педагога ДОУ с родителями современных дошкольников, проследить динамику.
Публикация «Психолого-педагогическое обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с родителями современных дошкольников» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ключевые слова: взаимодействие, ДОУ, педагог, родители, дошкольное образование
На сегодняшний день в дошкольных учреждениях накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями воспитанников для повышения эффективности развития и воспитания ребенка. Качество семейного воспитания, а значит и дальнейшего развития ребенка, во многом зависит от успешной совместной работы воспитателей дошкольников и родителей. Семья как первый институт социализации оказывает главенствующее влияние на развитие основных личностных качеств ребенка и формирование его морально-позитивного потенциала. Именно в семье формируется характер детей, они получают первые уроки нравственности; в семье закладываются жизненные, исходные позицииПоэтому важно, чтобы основным компонентом профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении была систематическая работа по повышению эффективности взаимодействия специалистов учреждения и родителей.
Необходимо отметить, что проблемой обеспечения эффективного взаимодействия педагога ДОУ с родителями современных дошкольников занимались Е. П. Арнаутова, В. Г. Алямовская, П. Ф. Дементьева, В. П. Дуброва, Т. А. Данилина, Т. Н. Доронова, М. Г. Дрезнина, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, О. А. Куревина, О. В. Огороднова, Л. В. Свирская, З. И. Теплова и др.
Взаимодействие между детским садом и семьей основано на сотрудничестве учителей и родителей, что предполагает равенство позиций партнеров, уважительные отношения между взаимодействующими сторонами с учетом способностей и навыков человека. Сотрудничество включает в себя не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимное доверие, взаимное знание, взаимное влияние.
Главной целью педагогического взаимодействия воспитателя и родителей (законных представителей) ребенка дошкольного возраста в системе ДОУ – это, прежде всего, достижение основных целевых ориентиров развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Теоретический анализ психологической литературы по проблеме психолого-педагогическое обеспечение эффективного взаимодействия педагога ДОУ с родителями современных дошкольников послужил основой для проведения экспериментального исследования данной проблемы.
Экспериментальной базой исследования послужило МДОУ «Детский сад № 32», г. Арзамас, Нижегородской области. В исследовании приняли участие родители воспитанников в количестве 30 человек и воспитатели старшей группы в количестве 20 человек.
Для изучения особенностей взаимодействия педагога ДОУ с родителями современных дошкольников нами были использованы следующие методики: опросник для родителей о степени открытости детского сада и о ценности общения с педагогами в целях обогащения своего родительского опыта (Смирнова О. Б.); тестовый опрос воспитателей, направленный на изучение особенностей понимания и принятия педагогом необходимости взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров (Арнаутова Е. П, анкета для родителей «Удовлетворенность образовательным процессом в ДОУ» (Козлова А. В., Дешеулиной Р. П.).
На первом этапе исследования испытуемым был предложен опросник для родителей о степени открытости детского сада и о ценности общения с педагогами в целях обогащения своего родительского опыта. Результаты опросника говорят о том, что в половине случаев характерен отрицательный выбор родителей по тем или иным вопросам, касающимся открытости системы образования детского сада, а также взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.
По первому вопросу о воспитательно-образовательной работе 70% (7 чел) родителей экспериментальной группы и 50% (5 чел) контрольной ответили отрицательно, для данной группы родителей, характерна удовлетворенность результатами детей в области формирования универсальных учебных предпосылок и воспитательно-образовательной работой ДОУ в целом.
По второму вопросу об отношении воспитателя к детям и конкретному ребенку 60% (6 чел) отозвались отрицательно, такое мнение можно объяснить субъективным восприятием родителей негативного отношения к своему ребенку, в связи с тем, что каждый родитель желает, чтобы именно его ребенок постоянно находился в центре внимания воспитателя.
По пятому вопросу, затрагивающему компетентность воспитателей по вопросу воспитания, 40 % испытуемых (4 чел) экспериментальной группы и 60 % (6 человек) контрольной группы оценили положительно, а оставшиеся 60% (6 человек) экспериментальной группы и 40 % испытуемых (4 чел) контрольной группы неудовлетворенны деятельностью воспитателей по данному вопросу.
По девятому вопросу об умении воспитателей грамотно выстраивать общение на встречах с родителями утвердительные ответы дали 50% (5 чел) экспериментальной группы и 60 % испытуемых (6 чел) контрольной группы, в то время, как 50% (5 чел) экспериментальной и 40% (4 чел) контрольной не чувствуют себя включенными в данный процесс взаимодействия и оказываются в роли зрителя.
Не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами ДОУ. При этом не ищут причины в себе, а ответственности возлагают, прежде всего, на дошкольное учреждение.
Результаты опроса воспитателей, направленный на изучение особенностей понимания и принятия педагогом необходимости взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров (Арнаутова Е. П, свидетельствуют о низком уровне сформированности способности к равноправному сотрудничеству по 60% (9 чел) сотрудников ДОУ как экспериментальной, так и контрольной групп, что говорит о необходимости развивать навыки социального партнерства воспитателей по отношению к родителям. Можно предположить, что воспитатели занимают авторитарную позицию в отношении родителей, низко оценивают педагогические способности родителей, не готовы к конструктивному сотрудничеству с ними. Воспитатели недостаточно успешно владеют техникой и культурой общения.
Анкетирование родителей по «Удовлетворенности образовательным процессом в ДОУ» (Козлова А. В., Дешеулиной Р. П.) позволяет выделить следующие затруднения во взаимодействии сотрудников ДОУ с родителями воспитанников : недостаточная осведомленность родителей со стороны учителей о содержании и возможных формах организации детских мероприятий, влияние на развитие всех видов детской деятельности и роль семьи в процессе воспитания и развития ребенка; стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличие мнения отдельных родителей о прямой связи между «занятием» и «развитием ребенка»; склонность родителей к обычным, менее трудоемким и эмоциональным усилиям, формам работы; недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ДОУ.
В связи с чем, в ходе анализа результатов первичной диагностики, мы можем сделать вывод о том, что педагогический коллектив и родители нуждаются в психолого-педагогической помощи по обеспечению эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с родителями современных дошкольников
Для чего, нами была разработана программа, задачами, которой являются: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников детского сада по взаимодействию с родителями воспитанников; содействие развитию уверенности педагогических работников в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям; повышение уровня мотивации проявления активности родителей воспитанников в вопросах, связанных с решением воспитательных задач, установлению отношений партнерства между ДОУ и семьями учащихся.
Комплекс мероприятий по обеспечению эффективного взаимодействия педагога с родителями воспитанников ДОУ включает 3 направления: работа с педагогическими кадрами; работа с родителями воспитанников ДОУ; совместная деятельность педагогических кадров и родителей воспитанников.
В рамках первого направления был разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников детского сада по взаимодействию с родителями воспитанников; содействие развитию уверенности педагогических работников в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям. В план работы включены циклы семинарских занятий, тренингов по взаимодействию педагогов с родителями детей, использовались различные формы.
По 2 направлению активизирована работа родительских комитетов групп, родительского комитета ДОУ : работа с родителями детей исключала формальный подход, в некоторых группах прошли перевыборы членов родительских комитетов, перевыборы членов родительского комитета ДОУ; проведена работа по созданию клуба молодой семьи, создан клуб молодой семьи, внесены изменения в устав ДОУ; разработан план работы клуба молодой семьи совместно с педагогическим комитетом.
В ходе третьего направления организована работа родительского комитета совместно с педагогическим коллективом ДОУ.
По итогам проведения программы психолого-педагогического обеспечения эффективного взаимодействия педагога с родителями воспитанников ДОУ нами была проведена беседа с педагогами и родителями. Учителя отметили, что родители стали более активно интересоваться жизнью ребенка в стенах ДОУ, включаться в деятельность детского сада и группы, которую посещает их ребенок. Родители же отметили, что стало проще выстаивать отношения с педагогами, они стали активнее идти на контакт, дети с большей охотой посещают ДОУ.
Таким образом, программа психолого-педагогического обеспечения эффективного взаимодействия педагога с родителями воспитанников ДОУ доказала свою эффективность, однако для проверки данного предположения мы осуществили анализ динамики результатов исследования.
Повторные результаты по опроснику о степени открытости детского сада и о ценности общения с педагогами в целях обогащения своего родительского опыта говорят о позитивных изменениях.
По первому вопросу о воспитательно-образовательной работе 60% родителей (6 чел) ответили положительно, оставшиеся 40% родителей (4 чел) ответили отрицательно. По итогам программы результаты улучшились процент родителей ответивших отрицательно на первый вопрос сократился с 70% (7 чел) до 40% (4 чел).
По второму вопросу об отношении воспитателя к детям и конкретному ребенку 70% испытуемых (7 чел) ответили положительно, а 30% (3 чел) отозвались отрицательно. Также по итогам программы произошли улучшения, процент родителей положительно ответивших на вопрос об отношении воспитателя к детям и конкретному ребенку повысился с 40% (4 чел) до 70% (7 чел).
По пятому вопросу, затрагивающему компетентность воспитателей по вопросу воспитания, 60 % (6 чел) оценили положительно, а оставшиеся 40% (4 чел) неудовлетворенны деятельностью воспитателей по данному вопросу. Также по итогам программы понизился процент родителей, давших отрицательный ответ, с 60% (6 чел) до 40% (4 чел).
Повторные результаты опроса воспитателей экспериментальной группы показали, что снизился процент воспитателей, имеющих низкий уровень способности к равноправному сотрудничеству, что говорит о необходимости развивать навыки социального партнерства их по отношению к родителям с 60 % (9 чел) до 33,3% (5 чел).
По итогам анкетирования родителей можно сделать вывод, что большинство родителей удовлетворяет деятельность детского сада. 90% родителей отметили, что сотрудники детского сада внимательно относятся к их детям, 90 % утверждают, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад. Такой же высокий (90%) процент удовлетворенности выявлен по качеству проведения занятий с детьми и по уровню работы воспитателей с родителями в вопросах развития и воспитания.
По итогам повторной диагностики, улучшились показатели во взаимодействии педагогического коллектива и родителей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое обеспечение эффективного взаимодействия педагога с родителями воспитанников ДОУ обусловлены недостаточной информированностью родителей со стороны педагогов о содержании и формах детской деятельности, о развивающем эффекте детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка; стереотипным представлением родителей о деятельности ДОУ; склонностью родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы; недостаточным уровнем мотивации родителей ко взаимодействию с ДОУ.
Анализ результатов повторного исследования особенностей взаимодействия педагога ДОУ с родителями современных дошкольников продемонстрировали значимые изменения определены разработкой и апробацией программы психолого-педагогического обеспечения эффективного взаимодействия педагога с родителями воспитанников ДОУ.
Литература
1. Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. – М. : Просвещение, 2011. – 190 с.
2. Рудыхина Е. В. Возможности эффективного взаимодействия ДОУ с семьей воспитанников в условиях модернизации образования /Е. В. Рудыхина, Т. И. Митичева// Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2019:матер. Всеросс. науч. -практ. конф. с межд. участ. (Чебоксары, 23 сент. 2019 г.) – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 176-180.