Козлова Екатерина
Психолого-педагогический проект «Скоро в школу» для детско-родительской группы 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Поступление в школу- начало нового этапа в жизни ребенка. Он получает новые знания, права и обязанности, вступает в мир более сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Поэтому подготовка детей к школе – одна из приоритетных задач дошкольной организации. Кроме интеллектуального развития, которое осуществляется в ходе реализации задач программы дошкольного образования в рамках учебно-воспитательного процесса, необходимо должное место отводить развитию учебной мотивации. Эмоционально зрелый дошкольник имеет намного больше шансов успешно адаптироваться к новой среде. Это обеспечивает правильно организованной социальной ситуацией в пред школьный период.
Публикация «Психолого-педагогический проект „Скоро в школу“ для детско-родительской группы 6–7 лет» размещена в разделах
Анализ результатов проведенных с детьми бесед показал, что страхи, связанные со школой, переданы им родителями либо другими взрослыми из их окружения. Даже при наличии учебной мотивации у них присутствовала тревога по поводу предстоящего обучения в школе. Присутствие у взрослых личного негативного школьного опыта, который бессознательно проецируется на детей, а также малой информированностью обо всех составляющих готовности детей к школе. В связи с этим был и разработан и апробирован психолого-педагогический проект «Скоро в школу», направленный в основном на работу с родителями детей старшего дошкольного возраста (подготовительной группы).
Цель проекта :формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Задачи:
1. Расширение диапазона знаний о психологической готовности к школе у родителей детей подготовительной группы.
2. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей и у детей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
3. Формирование мотивационного компонента готовности к школе у детей подготовительной группы.
Проблема: Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Сроки и время реализации проекта : сентябрь 2020 -май 2021 года.
Анализ результатов работы проводиться на основе:
• Бесед с детьми в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД) (конспект НОД «Смешные страхи»);
• Методики «Исследование мотивов учения» (М. Г. Гинзбург);
• Изучения рисунков по проективной методике «Школа зверей»;
• Анкетирование родителей.
Предварительная работа включает индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики готовности детей к школе, а также проведение в начале учебного года родительского собрания «Готовность детей к школе». Цель собрания – привлечение внимания родителей к данной проблеме, а также формирование у них зоны интереса к мероприятиям в рамках проекта.
Дальнейшая работа с родителями строится в соответствии с планом.
План мероприятий в рамках проекта «Скоро в школу»
№ Мероприятие Цель Сроки проведения Ответственные
1 Анкетирование «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу» Изучение родительских ожиданий от перехода детей к школьному обучению Ноябрь Педагог-психолог
2 Фотовыставка «И все повториться сначала»
Снижение уровня ситуативной тревожности по поводу переходу детей в первый класс Ноябрь Педагог-психолог, педагоги подготовительной группы
3 Тренинг «Мой будущий первоклашка»
Повышение родительской компетенции в области психологической готовности ребенка к школе Ноябрь Педагог-психолог
4 Размещение в уголке для родителей «Шпаргалка для заботливых родителей» Расширение диапазона знаний о психологической готовности ребенка к школе Декабрь Педагог - психолог
5 Консультация «Как помочь ребенку в первые месяцы обучения». Расширение диапазона знаний о психологической готовности ребенка к школе Декабрь Педагог- психолог
6 Анкетирование родителей (повторно) Исследование уровня ситуативной тревожности Декабрь Педагог- психолог
Работа в рамках проекта позволила выделить следующие наиболее результативные формы взаимодействия с родителями.
Фотовыставка «И все повторится сначала». Цель выставки – показать детям, что взрослые прошли тот же путь, который начинают они, и дать ресурс знаний о том, как родители преодолевали школьные трудности, какие радости присутствовали в их школьной жизни.
Проведение подобного мероприятия способствует активизации связи между родителями и детьми – взрослые делятся своим опытом, воспоминаниями, перебирая старые фотографии, сохранившиеся прописи и тетради.
Последние представлены на выставке в несколько вариантах: с ошибками, исправлениями и аккуратно оформленные – это способствует выработке устойчивости у детей к возможным ошибкам, а также демонстрирует процесс формирования нужного навыка и умения.
В создании фотовыставки принимают участие родители и педагоги.
«Шпаргалки для заботливых родителей будущих первоклашек» находится в уголке для родителей и доступен каждому.
Тренинг. На тренинге родители получают информацию об особенностях адаптации первоклассников к школе, в непринужденной обстановке учувствуют в играх и упражнениях, цель которых – актуализировать школьный опыт родителей и помочь им найти ресурсы для более эффективного взаимодействия с детьми.
Проработка родителями чувств переживаний школьной поры и отделение их от реальной ситуации дает возможность в дальнейшем удерживать от переноса собственного негативного опыта на ребенка.