Тухватллина Гузель Маратовна
Психолого-педагогические условия формирования сюжета в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлены условия реализация психолого-педагогического воздействия формирование сюжета в сюжетно-ролевой игре дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Предполагается, что формирование сюжета в сюжетно-ролевой игре дошкольников с ОВЗ эффективно развивается при использовании современных информационных и цифровых технологий.
Ключевые слова: сюжет, сюжетно-ролевая игра, дошкольники, дети, ОВЗ.
Публикация «Психолого-педагогические условия формирования сюжета в сюжетно-ролевой игре у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка-дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.».
Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Игра – средство психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка. Игра является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте. Она относится к тем видам детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. Благодаря игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будут зависеть и дальнейшая адаптация ребенка к внешней действительности, и успешность его учебной и трудовой деятельности. Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения и отклонения в нормативном развитии (дети с ограниченными возможностями здоровья).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития. Обучение и воспитание детей с ОВЗ затруднено как основным (первичным, так и вторичными дефектами развития, связанными с сенсорной, моторной, социальной и коммуникативной депривацией этих детей. Изучение различных категорий детей с ОВЗ, проведенные отечественными педагогами и психологами (Л. И. Беляковой, В. В. Васиной, Г. Л. Выгодской, О. П, Гаврилушкиной, Л. А. Дружининой, Т. В. Розановой, И. Ю. Левченко, Л. И, Плаксиной, Л. И. Солнцевой и др.) показывает, что игровая деятельность детей с ОВЗ имеет свои особенности, главная из которых заключается в том, что спонтанно она не развивается. Это обусловлено особенностями высшей нервной деятельности детей с ОВЗ, нарушением их мотивационной и эмоционально-волевой сферы, отсутствием стремления к коллективной деятельности с другими детьми. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками, имеющими различные отклонения здоровья, обязательно должна включать в себя педагогическое руководство развитием игровых действий детей, обучение их игре.
Из всего числа известных детских игр наибольшим развивающим, воспитательным и творческим потенциалом обладает сюжетно-ролевая игра, пик которой приходится на старший дошкольных возраст. Именно в процессе сюжетно-ролевой игры дети познают мир бытовых и эмоциональных взаимоотношений, осваивают особенности коммуникации, развивают воображение. Поэтому знание особенностей сюжетно-ролевой игры детей с отклонениями в развитии, понимание педагогических условий ее организации с разными категориями детей с ОВЗ является важнейшим условием эффективной образовательно- воспитательной работы с такими детьми.
Игра - ведущий вид детской деятельности, имеющий огромное значение для развития всех сфер личности. В игре ребенок познает многообразие предметного мира, обогащает свой эмоциональный и сенсорный опыт, обретает и расширяет средства коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми.
Сюжетно-ролевая игра имеет свои особенности, отражающие ее значение для ребенка. Именно в такой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе [7].
Важнейшая особенность сюжетно – ролевой игры – наличие воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры – это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих. В сюжете раскрывается содержание игры. Роль – игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка-это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников [9].
В игре начинает моделироваться система человеческих отношений, то возникает необходимость наличия одного или нескольких соигроков, берущих на себя различные роли, иначе игра потеряет смысл. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в применении особых средств и методов педагогического воздействия на любом этапе обучения. Кроме этого, таких детей необходимо целенаправленно учить и игровым действия, так как их игра обладает рядом особенностей, отличающих ее от игры нормально развивающихся сверстников. Наблюдение за детьми с ОВЗ показывает, что их игра дольше задерживается на предметно-манипулятивном уровне, отличается бедностью и стереотипностью действий, неумением (и нежеланием) вовлекать в нее сверстников [3]. Дети с ОВЗ представляют собой разнородную группу, поэтому особенности игры таких детей изучались отдельно для разных подгрупп детей с ОВЗ. Игровая деятельность детей с ОВЗ сохраняет свою значимость в воспитательно-образовательной работе. Сюжетно-ролевая игра детей с ОВЗ спонтанно не формируется и не развивается. Для вовлечения детей с ОВЗ в коллективную игру, для её развития и усложнения необходимо специально организованное педагогическое воздействие.
Формирование сюжета в сюжетно-ролевой игре детей с ОВЗ требует проведения специально организованных занятий и лишь затем переносится в свободную деятельность. Перевод игры на более высокий уровень организации происходит под влиянием целенаправленного обучения. В процессе обучения детей с ОВЗ формированию сюжета в игре применяются основные правила [6] :
1. Правило последовательности: игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями; объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием; игровое действие должно быть завершено.
2. Правило многократного повторения игрового занятия для закрепления необходимого навыка или знания.
3. Правило доступного игрового материала: подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.
4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия).
В процессе обучения формированию и развитию сюжета в игре детей с ОВЗ педагог – активный участник и основной помощник. Педагог формулирует смысл сюжета игры, распределяет роли, планирует ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения. В практике обучения детей с ОВЗ формированию сюжета в сюжетно-ролевой игре широко используют такие формы работы, как драматизация, театрализованная деятельность, теневой театр. Включение подобных приемов в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Что способствует развитию у детей, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе [9].
Направления работы педагога по формированию игровых навыков детей с ОВЗ:
– расширение предметных представлений, представлений об окружающем мире;
– знания о жизни окружающих людей;
– обучение обследованию предметов;
– изучение назначения предметов;
– понимание функциональных действий с предметами и умение их выполнять;
– развитие коммуникативных навыков;
– развитие речи, так как вербальные связи являются важным каналом получения информации и обогащения сюжета творческих игр детей с ОВЗ;
– овладение моторикой собственного тела;
– развитие мимики и пантомимики[7].
Детей с ОВЗ следует заранее готовить к ролевой игре; путем предварительного обыгрывания игрушек и других принадлежностей будущей игры. Знакомясь с различными вариантами использования каждой игрушки, разнообразными способами действия с ними, ребенок восполняет пробелы в представлениях, конкретизирует их [4].
Педагог учит многоплановому использованию предметов в играх: использовать один и тот же предмет в разных ситуациях, выделяя то один, то другой существенный признак. Дети узнают, что один и тот же предмет может быть использован по-разному. Это обогащает игру детей, они ее не прекратят из-за отсутствия какого-либо предмета, а постараются подыскать предмет-заменитель. Важным педагогическим условие развития игровой деятельности детей с ОВЗ является создание специальной развивающей предметно-пространственной среды. Игровые зоны должны отвечать требованиям безопасности и доступности. Игрушки, дидактические материалы, мебель должны быть изготовлены из материалов безвредных для детей. Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей с ОВЗ, педагогу необходимо предусматривать длительную и кропотливую подготовительную работу с использованием разнообразных методов и приемов, мотивирующих детей к совместным коллективным играм, а на последующих этапах - обогащение содержания игры, расширение игрового опыта, разнообразие тематики игр. Планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых форм коммуникаций и повсеместное использование высокоавтоматизированной информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования. Развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. Предполагается, что внедрение ИКТ в систему образования будет сопровождаться значительным повышением качества обучения и образования.
Развивающее обучение. Чаще всего цифровые технологии используются сегодня на развивающих занятиях по различным образовательным областям, и здесь их резервы практически не ограничены: презентации, мультфильмы, музыкальное сопровождение, видеоряды и т. д. [8]. Используются для этого, преимущественно компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.
Потенциал цифровых ресурсов недостаточно используется в педагогическом руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольников с ОВЗ. Необходимо расширять использование ИК-технологий именно в этом направлении. С этой целью интерактивная доска, планшет или ноутбук могут быть использованы как на подготовительном этапе работы (обогащение сенсорного, предметного и социального опыта детей путем дидактических игр, мультимедийных презентаций, демонстрации мультфильмов, сказок, так и в качестве стимула или образца при построении сюжетов игр, а также в качестве дополнительного средства развертывания сюжета при проведении игры (когда работа на компьютере или планшете используется как вариант ролевых действий играющих детей). От педагога требуется творчество и фантазия для разнообразного использования цифровых ресурсов с целью облегчения задачи по обучению игре детей с ОВЗ.
Основные выводы:
1. Игровая деятельность детей с различными отклонениями в развитии сохраняет свою значимость в воспитательно-образовательной работе с такими детьми. При этом сюжетно-ролевая игра детей с ОВЗ спонтанно не формируется и не развивается. Для вовлечения детей с ОВЗ в сюжетно-ролевую коллективную игру, для развития и усложнения этой игры необходимо специально организованное педагогическое воздействие.
2. Важнейшими педагогическими условиями развития сюжетно-ролевой игры дошкольников с ОВЗ являются : формирование мотивационных предпосылок к игре; создание оптимальной эмоциональной ситуации в общении и совместной деятельности детей с педагогом и друг с другом; длительная подготовительная работа; создание специальной предметной среды; использование разнообразных методов и тщательное планирование своей деятельности при организации игровой деятельности детей.
3. Использование цифровых технологий в образовательно-воспитательной работе со старшими дошкольниками показало эффективность данного средства в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Однако, потенциал цифровых ресурсов недостаточно используется в педагогическом руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольников с ОВЗ. Необходимо расширять использование ИК-технологий именно в этом направлении.
Список литературы
1. Амунова О. С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: www. nsportal.ru «Детский сад» …-v-protsesse-razvitiya
2. Батраева Г. Н. Использование информационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Научная идея. №3(3) – 2017. – Сетевой научный журнал. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://www.nauch-idea.ru/ info@nauch-idea.ru
3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2018. – 385 с.
4. Заславская О. Ю. Как меняется обучение: трансформация образования в условиях развития цифровых технологий // В сб. : Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы IV Международной научной конференции. В двух частях. Красноярск. – 2020. С. 426-430.
5. Зиновьева В. Н., Демидова А. П., Нестерова Н. К. Особенности психологического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. - №6. – С. 113-115 .
6. Зыкова А. С. Особенности сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с нарушением интеллекта // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL : https://scienceforum.ru/2017/article/2017037376
7. Информационные технологии в образовании. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: https://www.rusedu.info/Article840.html
8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – 16-е изд., исправ. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Издательский центр «Академия», 2019. – 416 с.
9. Колосова, Т. А. Психология детей с нарушением интеллекта: учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев ; под общей редакцией Д. Н. Исаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 151 с.