Анна Сазонова
Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно-деятельностной компетентности дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Сазонова Анна Сергеевна
воспитатель
МКДОУ д/с № 411
Тема: Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно – деятельностной компетентности дошкольников.
Сегодня много говорят об изменениях в системе российского образования, обновлении его качества. В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность», формирование интегративных качеств.
Публикация «Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно-деятельностной компетентности дошкольников,» размещена в разделах
Дошкольный возраст — это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника. Приобретение и проявление ребенком ключевых компетентностей - основа успешной деятельности в период дошкольного детства и на следующих ступенях образования.
Таким образом, показателями и индикаторами успешности ребенка, эффективностью деятельности дошкольного образовательного учреждения и результативности дошкольного образования приняты :
Начальная социальная компетентность :
• ребенок проявляет интерес к сверстникам, взрослым реагирует на их эмоциональное состояние;
• включается в решение проблем игрушек (пожалеть, умыть, причесать, накормить).
Начальная коммуникативная компетентность :
• ребенок подражает речи взрослого, использует речь при выражении желаний и чувств;
• откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение.
Начальная деятельностная компетентность :
• ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия;
• реализует задуманное, радуется процессу и результату.
Начальная информационная компетентность :
• ребенок проявляет признаки интереса, любопытств;
• обращается к взрослому, сверстнику, книге как источникам информации.
Начальная здоровьесберегающая компетентность :
• ребенок охотно выполняет движения имитационного характера;
• участвует в подвижных играх;
• осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа и др.);
• чувствует себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо (легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДОУ).
Вопросам развития информационно - деятельностной компетентности дошкольников в современном образовании уделяется особенное внимание, что вызвано интенсивным применением новых информационных технологий в разных сферах общественной жизни.
Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в до-ступные ему виды информационной деятельности : познавательной, игровой и др.
При формировании информационно – деятельностной компетентности дошкольников использую метод проектов. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. В практике использую различные типы проектов: исследовательские, творческие, ролево–игровые. Вместе с детьми и родителями в нашей группе реализованы следующие проекты «Сотворим сказку своими руками», «Внимание – дорога!», «Мальчики и девочки», «Осенние мотивы», «Моя семья», «Путешествие в страну Здоровья» и др.
Развитию информационной компетентности современного дошкольника способствуют и информационно-коммуникативные технологии, являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; у детей развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремленность и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности.
В своей работе использую мультимедийные презентации, дающие возможность выстроить объяснение с использованием видеофрагментов, позволяют наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.
Ещё одной из форм работы с детьми по формированию информационной компетентности дошкольников является исследовательская деятельность. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности – всё это способствует расширению детского опыта. У ребенка должно появиться желание овладеть каким-либо исследовательским навыком, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего исследовательского навыка.
Многократное увеличение информационного потока вынуждает все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, одна из которых ТРИЗ - технология. Использование в своей работе ТРИЗ - технологии позволяет дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.
Несомненно, залогом успешного развития детей и формирования компетенций является насыщенная предметно-развивающая среда, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. В нашей группе организованы игровые зоны, которые позволяют осознать ребёнку себя, формируют социальный опыт, дают возможность действовать, обогащать практический опыт, помогают осваивать способы сохранения своего здоровья, способствуют раскрытию художественно-творческого потенциала, создают условия для познавательной активности, стимулирует исследовательскую деятельность. В своей работе предоставляю детям возможность самим участвовать в создании среды.
В нашей группе имеются «Уголок экспериментирования», «Центр песка и воды», в которых расположено специальное оборудование и необходимый материал для проведения простых и более сложных экспериментов. В группе живут персонажи, задающие вопросы детям: Почемучка, знакомые детям, от имени которых моделируются проблемные ситуации.
Считаю первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода во взаимодействии с семьей. С этой целью организую родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, провожу анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы; сотрудничаю с родителями в рамках реализации групповых проектов (изготовление книжек – малышек, поделок, макетов, плакатов). Подбираю информацию на актуальные и интересующие родителей темы («Ваш ребенок талантлив», «Семейный стадион», «О кризисе 3-х лет», «Ребенок и дорога», «Развиваем способности детей», и многие другие).
Главная цель на современном этапе заключается, на мой взгляд, в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.