Получи документы

Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно-деятельностной компетентности дошкольников.

Анна Сазонова
Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно-деятельностной компетентности дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Сазонова Анна Сергеевна

воспитатель

МКДОУ д/с № 411

Тема: Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно – деятельностной компетентности дошкольников.

Сегодня много говорят об изменениях в системе российского образования, обновлении его качества. В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность», формирование интегративных качеств.

Публикация «Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно-деятельностной компетентности дошкольников,» размещена в разделах

Дошкольный возраст — это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника. Приобретение и проявление ребенком ключевых компетентностей - основа успешной деятельности в период дошкольного детства и на следующих ступенях образования.

Таким образом, показателями и индикаторами успешности ребенка, эффективностью деятельности дошкольного образовательного учреждения и результативности дошкольного образования приняты :

Начальная социальная компетентность :

• ребенок проявляет интерес к сверстникам, взрослым реагирует на их эмоциональное состояние;

• включается в решение проблем игрушек (пожалеть, умыть, причесать, накормить).

Начальная коммуникативная компетентность :

• ребенок подражает речи взрослого, использует речь при выражении желаний и чувств;

• откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение.

Начальная деятельностная компетентность :

• ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия;

• реализует задуманное, радуется процессу и результату.

Начальная информационная компетентность :

• ребенок проявляет признаки интереса, любопытств;

• обращается к взрослому, сверстнику, книге как источникам информации.

Начальная здоровьесберегающая компетентность :

• ребенок охотно выполняет движения имитационного характера;

• участвует в подвижных играх;

• осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа и др.);

• чувствует себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо (легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДОУ).

Вопросам развития информационно - деятельностной компетентности дошкольников в современном образовании уделяется особенное внимание, что вызвано интенсивным применением новых информационных технологий в разных сферах общественной жизни.

Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в до-ступные ему виды информационной деятельности : познавательной, игровой и др.

При формировании информационно – деятельностной компетентности дошкольников использую метод проектов. Проектная деятельность позволяет сформировать способность к коммуникации, работе в команде, выявлению и продуктивному разрешению конфликтов, развить познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление, научить самостоятельности, ориентировке в информационном пространстве при решении проблем. В практике использую различные типы проектов: исследовательские, творческие, ролево–игровые. Вместе с детьми и родителями в нашей группе реализованы следующие проекты «Сотворим сказку своими руками», «Внимание – дорога!», «Мальчики и девочки», «Осенние мотивы», «Моя семья», «Путешествие в страну Здоровья» и др.

Развитию информационной компетентности современного дошкольника способствуют и информационно-коммуникативные технологии, являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже понимают понятия числа и множества; быстрее начинают ориентироваться на плоскости и в пространстве; у детей развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитываются целеустремленность и сосредоточенность; развиваются воображение и творческие способности.

В своей работе использую мультимедийные презентации, дающие возможность выстроить объяснение с использованием видеофрагментов, позволяют наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.

Ещё одной из форм работы с детьми по формированию информационной компетентности дошкольников является исследовательская деятельность. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности – всё это способствует расширению детского опыта. У ребенка должно появиться желание овладеть каким-либо исследовательским навыком, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего исследовательского навыка.

Многократное увеличение информационного потока вынуждает все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, одна из которых ТРИЗ - технология. Использование в своей работе ТРИЗ - технологии позволяет дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.

Несомненно, залогом успешного развития детей и формирования компетенций является насыщенная предметно-развивающая среда, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. В нашей группе организованы игровые зоны, которые позволяют осознать ребёнку себя, формируют социальный опыт, дают возможность действовать, обогащать практический опыт, помогают осваивать способы сохранения своего здоровья, способствуют раскрытию художественно-творческого потенциала, создают условия для познавательной активности, стимулирует исследовательскую деятельность. В своей работе предоставляю детям возможность самим участвовать в создании среды.

В нашей группе имеются «Уголок экспериментирования», «Центр песка и воды», в которых расположено специальное оборудование и необходимый материал для проведения простых и более сложных экспериментов. В группе живут персонажи, задающие вопросы детям: Почемучка, знакомые детям, от имени которых моделируются проблемные ситуации.

Считаю первостепенными вопросы реализации компетентностного подхода во взаимодействии с семьей. С этой целью организую родительские собрания по различным проблемам, дни открытых дверей, провожу анкетирование родителей, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы; сотрудничаю с родителями в рамках реализации групповых проектов (изготовление книжек – малышек, поделок, макетов, плакатов). Подбираю информацию на актуальные и интересующие родителей темы («Ваш ребенок талантлив», «Семейный стадион», «О кризисе 3-х лет», «Ребенок и дорога», «Развиваем способности детей», и многие другие).

Главная цель на современном этапе заключается, на мой взгляд, в подготовке ребенка к осмысленному и реальному восприятию мира. Компетентность является основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные личности, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Ура! У меня — публикация! Не могу не поделиться своей радостью. Сегодня в детский сад пришел журнал, который я очень ждала. Ведь в нем - моя публикация! Да не одна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно-деятельностной компетентности дошкольников.
Опубликовано: 1 ноября 2012 в 16:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно-деятельностной компетентности дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сазонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД