Горьковская Надежда
Психолого-педагогические условия для работы с тревожностью дет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Статья посвящена теме коррекции тревожности в дошкольном возрасте, что на сегодняшний день является актуальным вопросом в детской психологии. В современном социальном обществе проблема детской тревожности стоит наиболее остро. Детское развитие подвержено различным пагубно влияющим на него факторам и имеет тенденцию увеличиваться.
Ключевые слова: дошкольный возраст, стресс, тревожность.
Публикация «Психолого-педагогические условия для работы с тревожностью дет» размещена в разделах
Психика ребенка дошкольного возраста отличается обостренной восприимчивостью, к жизненным ситуациям, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Тревожность появляется в результате длительных и переживаний которые ребенок так и не смог проанализировать и понять, или острых психических потрясений, на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Из этого следует, что детская тревожность требует особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при её наличии ребенок становится скованным, напряженным, снижается концентрация внимания, а так же происходят и другие нарушения нормальной жизнедеятельности ребенка.
Причины возникновения:
– противоречивые требования к ребенку, исходящие из разных источников (или даже одного источника, когда родители запрещают одно и то же;
– неадекватные требования, не соответствующие возможностям и стремлениям ребенка;
– требования, которые ставятся в униженное, зависимое положение;
– завышенные требования, негибкая, догматичная система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его способности, интересы, склонности. (Одна из наиболее распространенных разновидностей такого воспитания – система «Ты должен быть…».)
Во всех случаях возникает чувство «потери опоры», утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.
Какой вид тревоги будет испытывать человек на протяжении жизни – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители периодически пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, родители настраивают малыша на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу. Иногда именно тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так, убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в обычном, спокойном состоянии. В связи с этим различают мобилизующую тревогу и расслабляющую. ТРЕВОГАМОБИЛИЗИРУЮЩАЯ (дает дополнительный импульс) РАССЛАБЛЯЮЩАЯ (парализует человека). Состояние тревоги включает в себя целый ряд эмоций, одной из которых является страх. Страхи могут быть присущи всем людям, но существуют и определённые возрастные страх.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся, в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Психoлoгический стресс является постоянным спутником современного человека, приводя его к социaльной дезадаптации и нарушению психосоматического здоровья. Проблеме тревожности посвящено достаточное количество научных работ в области медицины и психoлогии, но большая часть общества не обладает элементарными знаниями в области протекания стресса и развития стрессоустойчивости, а также не владеет элементарными методами самoрегуляции. Особое значение придается методам саморегуляции в связи с расширением сферы жизнедеятельности человека, протекающей в конфликтных, экстремальных, а иногда и критических условиях.
Известно, что на требование среды организм реагирует особым напряжением.
Стресс возникает в момент наиболее сильной реакции, организма на раздражающие факторы и выходит из-под контроля. Основная проблема тревожного состояния заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, перерасти в фобии или страхи, а внешне быть сдержанно или вовсе не проявляться, чаще всего у человека который периодически попадает в стрессовые для него ситуации со временем может заметить проявление заболеваний, к которым он не предрасположен. Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В последнее время вопросы диагностики и коррекции тревожности приобрели важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей. В связи с вышесказанным остро встает необходимость исследования страхов сопровождение человеческого развития.
Страхи впервые появляются как реакция на поведенческий аспект. Ребенок очень рано усваивает страх высоты, падения, ожога, боли. Но есть разновидности страхов, которые детьми усваиваются как что-то глобально страшное. Страхи на сказочные персонажи появляются в том возрасте, когда ребенок овладевает речью, пробует рассуждать и у него появляется образное мышление. Страхи могут трансформироваться в фобии только в том случае, если они с возрастом не проходят и приобретают устойчивый характер. Для того, чтобы тревожность не переросла во что-то большее, и родители, и воспитатели должны очень четко определить критерии развития ребенка, учитывать индивидуальные особенности и жизненные приоритеты ребенка.
Самоконтроль взрослого – необходимое условие и гарантия в помощи ребенку по определению своего состояния. Ребенку на любом возрастном этапе и в любом эмоциональном состоянии (а особенно в состоянии тревожности) нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для взрослых.
Список использованной литературы:
1. Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Под ред. И. В. Дубровиной. - М. : АПН СССР, 2007.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М. : Педагогика, 2005.-181с.
3. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1998.- 152с.
4. Громова Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. - М. : УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с. : ил.
5. Захаров Н. И. Как преодолеть детские страхи. - М. 2014 г.