Александра
Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным развитием детей обусловлена тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Публикация «Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Восприятие, прежде всего, есть осознание чувственно данного предмета или явления. По утверждению ученых, в каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимаемого, его чувства, эмоции. Кроме того, как указывал Л. С. Выготский, восприятие исторично, оно вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой [8, с. 268].
Детское восприятие формируется и развивается по определенным законам. По мнению А. И. Бондаренко первоначально восприятие - это не расчлененная субъективная форма предмета как такового, а отражение границ между сплошной пространственной массой и отдельным предметом, выделившимся из него посредством движения. Не только отдельные раздражители, но весь окружающий мир действует как целое, из которого вычленяются благодаря движению самих вещей их пространственные качества и отношения [2, с. 39].
Сенсорное развитие определяется как формирование новых, не существовавших у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств под влиянием активного педагогического воздействия. Такое понимание сенсорного развития детей позволяет обозначить сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствование у детей сенсорных процессов [3, с. 12].
Под сенсорными способностями, с точки зрения Л. А. Венгера, понимают такие способности, которые обнаруживаются в виде восприятия тех или иных свойств и отношений предметов, явлений объективного мира или свойств собственных действий индивида [5, с. 45].
Л. С. Выготский указывал, что к сенсорным способностям обычно относят способности, проявляющиеся в области восприятия предметов, их свойств. Они составляют как бы фундамент умственного развития ребенка, как известно, восприятие – первая ступень познания мира, на основе его строятся память, мышление, воображение [7, с. 44].
По мнению И. В. Дубровиной, в тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т. п. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов [6, c. 166].
Отечественная психология выдвинула учение о генетической роли предметной деятельности в формировании восприятия как целостного образа предмета вследствие практического вычленения субъектом предмета в предметно-опосредованной деятельности. Факт развития ребенка не только в процессе пассивного созерцания им окружающей действительности, но и в процессе его активной практической деятельности доказан в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Б. М. Теплова. Именно деятельность, подчеркивал Л. А. Венгер, определяет характер практических и познавательных задач, предъявляющих определенные требования к ориентирующим их перцептивным действиям и тем самым направляющих формирование сенсорных процессов [4, с. 112].
Играя очень важную роль в возрастном развитии, формирование сенсорных процессов имеет существенное значение для совершенствования практической деятельности ребенка, так как всякое целесообразное действие детей, как указывал А. В. Запорожец, регулируется ощущениями и чувствами [9, с. 82].
Одной из основных задач педагогов дошкольного образования является сенсорное развитие детей. Оно не сводится только к тому, чтобы научить детей различать цвета, отличать предметы по форме, измерять и различать параметры величины. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики : Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики Е. И. Тихеева, А. П. Усова и другие справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного развития ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания и обучения детей.
Понятие «сенсорные эталоны» предложено Л. А. Венгером. Оно включает в себя определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей, которые получают определенное речевое обозначение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена, прежде всего, на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации. Потом ребенок сможет выделить главные и второстепенные детали. Усвоение ребенком системы сенсорных эталонов выступает в качестве основного средства осуществления перцептивных действий. [5, c. 94].
Усвоение ребенком системы сенсорных эталонов выступает в качестве основного средства осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность.
В исследованиях 3. М. Богуславской, А. К. Бондаренко и других авторов подчеркивалось, что что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. Таким образом осуществляется такое становление, на основе которой сенсорные реакции превращаются в перцептивные действия (перцепция - непосредственное отражение объективной деятельности органами чувств, строящие образы, т. е. общую картину развития сенсорных реакций ребенка [1, с. 81].
На основании выше изложенного можно заключить, что исследования показывают: у детей дошкольного возраста имеются органические предпосылки для сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей анализаторных систем. Но этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Кроме приспособления деятельности анализаторов к особенностям окружающего мира необходимо специальное обучение – целенаправленный педагогический процесс сенсорного развития как основы работы по формированию сенсорной культуры ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Педагогика-Пресс, 2012. – 256 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Прогресс, 2013. – 198 с.
3. Васильева Т. С. Дидактические игры и упражнения в системе сенсорного воспитания дошкольников / Т. С. Васильева. – СПб. : Питер, 2011. – 218 с.
4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 2010. – 144 с.
5. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер – М. : Просвещение, 2009. – 298 с.
6. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. – М. : Сфера, 2014. – 366 с.
7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб: Союз, 2010. – 574 с.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика-Пресс, 2008. – 536 с.
9. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер. - М. : Прогресс, 2009. - 394с.