Алла Богданова
Психолого-педагогические особенности эффективного включения настольных игр в процессе коррекции звукопроизношения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические особенности эффективного включения настольных игр в процесс коррекции звукопроизношения у детей с дислалией
В логопедических группах специальных дошкольных образовательных организаций для детей с нарушениями речи, в частности, для дошкльников с дислалией, существует своя специфика организации и проведения игровой деятельности, связанная с психофизическими и речевыми особенностями детей [3, 4].
Публикация «Психолого-педагогические особенности эффективного включения настольных игр в процессе коррекции звукопроизношения у детей» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
М. Ю. Хватцев, рассматривая вопрос о роли настольных игр в логопедической работе, подчеркивает, что они способствуют сближению и доверительным отношениям педагога с дошкольником, активизации интереса ребенка к речи, желанию овладеть определенными умениями и навыками, трансформации старых и появлению новых речевых навыков, а также, применению приобретенных навыков в повседневной жизни.
Педагог или логопед, организуя занятие с применением настольных игр, должен заранее диагностировать уровень развития игровой деятельности каждого ребенка, по таким показателям, как интерес к играм подобного вида, к игрушкам и т. д., адекватность их использования, характер действий с материалами игры, проектировать уровень развития игровой, познавательной и речевой деятельности, уровень достижений как для всей группы, так и для каждого ребенка в частности. Необходимо уделять внимание особенностям формирования и реализации коррекционно-развивающих, учебно-воспитательных и пропедевтических задач, знать структуру той или иной игры, условия ее проведения (время (днем, в утренние или вечерние часы); место проведения (групповая комната, логопедический кабинет, спортивная или музыкальный зал, игровая площадка); продолжительность (кратковременная – до 5 мин., длилась 10-15 мин., долговременная – 20-40 мин). Педагог должен четко знать количество участников (четное, нечетное, не имеет значения, определить вид групповой динамики (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная, степень подвижности (малая, средняя, высокая подвижность, спланировать формы подведения итогов (общий вывод относительно усвоенного материала, положительная оценка деятельности детей).
Основой успеха в работе с настольными играми в процессе коррекции дислалии, важным является умение удачно использовать виды дидактического материала (игрушки, муляжи, предметы-заменители, пособия, музыкальные инструменты, элементы костюмов и т. п., формы речевого материала (звукоподражание, скороговорки, считалки, загадки, спланировать виды предварительной работы (чтение, рассмотрение иллюстраций, наблюдение, беседы и т. п.).
Перед началом работы педагог проводит соответствующую словарную работу (знакомство с новыми словами, объяснение, уточнение их значения (значений, закрепление в речи, учитывая возрастные и индивидуальные психофизические, речевые особенности и возможности детей.