Юлия Зайцева
Психолого-педагогические основы формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические основы формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития образования выдвигаются новые требования к качеству воспитания детей. В связи с принятием закона «Об образовании в РФ» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставится задача по развитию детей деятельности в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Публикация «Психолого-педагогические основы формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивающая предметно-игровая среда должна соответствовать уровню среды, возрастным особенностям, а также взаимодействию и сотрудничеству с родителями по формированию игровых умений у дошкольников.
Проблеме игры детей дошкольного возрастов посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Т. Е. Конникова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко и др., в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, З. М. Богуславская и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятию «игра», «игровая деятельность», ее формированию и становлению были посвящены труды Л. С. Выготского, Р. И. Жуковской, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Рубинштейна, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина, С. Н. Новоселовой, Р. С. Буре, Н. Я. Михайленко и т. д.
Основы формирования игровых умений у детей старшего дошкольного возраста тесно связана с понятиями «игра», «игровая деятельность» целесообразным обратиться к рассмотрению этих понятий.
Игра – один из видов деятельности человека. Как указывает А. П. Панфилова, игра – исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленной на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания и самовоспитания. Человек играет в любом возрасте, однако делает он это по-разному и играет в разные игры.
П. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров давали следующее определение игры: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».
В 30-е годы исследованиями игры занимались М. Я. Басов, П. П. Блонский, при этом особый вклад в разработку теории детской игры внес Л. С. Выготский. Еще в 1933 году он впервые выделил ролевую игру, как ведущий вид деятельности дошкольника и вывел ряд отличий в игре детей дошкольного возраста. Он отмечает, что игра дошкольника – это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний.
Игра определена Л. С. Выготским как своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, создающего зону ближайшего развития личности.
К феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, само реализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.
Д. Б. Эльконин определяет игру следующим образом: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности»
Н. К. Крупская подчеркивала значение игры для развития ребенка дошкольного возраста и обозначала ее как учебу, труд и серьезную форму воспитания.
Л. Ю. Шавшаева, А. С. Феоктистова под игрой понимают изначально мотивированная, первоначально установленная, генетически и социально запрограммированная, осмысленная и ответственная деятельность, которая включает в себя предметную (видимую, теоретическую (мыслительную) и душевную деятельность.
С позиции С. А. Шмакова игре присуще четыре главные черты, отличающие ее от других видов детской деятельности:
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее формирования.
Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева считают, что можно выделить две позиции в понимании природы, содержании и роли игры: инстинктивной и эффективной в социализации.
А. Н. Леонтьев считал игру ведущим типом деятельности дошкольников, утверждая, что ее сущность можно объяснить лишь с учетом потребности в деятельности. Он, как и С. Л. Рубинштейн, рассматривал игру как вид предметной деятельности и давал ей характеристику, исходя из особенностей труда с точки зрения цели, мотивов и способов действия.
Особенность игры по А. Н. Леонтьеву заключается в том, что операции и действия ребенка всегда реальны и социальны, при этом игровое действие обобщено. Игру отличает ее непродуктивный характер, т. е. направленность на сам процесс игры и на переживания играющего.
Игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития познавательной деятельности. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Для успешного овладения игровой деятельностью у детей должны быть сформированы игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы. На основе исследований установлено, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие со сверстником. Чтобы освоить игровые умения, ребенок должен не только иметь богатый запас знаний и впечатлений, но и свободно оперировать всеми элементами сюжета, а также владеть языком игры – игровым действием в его разнообразных формах.
Для этого в детском саду должна проводиться систематическая и последовательная работа. В процессе игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. В игре развиваются разнообразные последовательности событий. В случае комбинирования игры по замыслу реализуются сюжетные события через взаимодействия и предметные действия. Следовательно, формирование игровых умений требует владения способами формирования и формулирования мысли (построения высказывания).
Игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Главные черты игры:
1. свободная развивающая деятельность;
2. творческий, импровизационный, активный характер;
3. эмоциональная приподнятость деятельности;
4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности развития.
Игровая деятельность наряду с трудом и ученьем – одна из основных видов деятельности человека, удивительный феномен существования.
Игровая деятельность выполняет функции:
- развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную (освоение диалектики общения);
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры);
- коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
- социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуп самоуправление поведением.
Игра является ведущим видом детской деятельности, строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Таким образом, игра это вид деятельности детей в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра это свободная развивающая деятельность, имеющая творческий, импровизационный и активный характер, эмоциональную приподнятость, а также предполагающая наличие правил, содержания, логики и временной последовательности развития. Игровые умения рассматриваются, как умения принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие со сверстником.