Яна Акимова
Психолого-педагогические идеи о современной игрушке
▼ Скачать + Заказать документы
«Дитя искренне привязывается
К своим игрушкам, любит их
Горячо и нежно, и любит в
Них не красоту их, а те картины
Воображения, которые само же
К ним привязало»
К. Д. Ушинский
Игра имеет важное значение в жизни каждого ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет, когда вырастет. Можно говорить о том, что воспитание происходит прежде всего в игре.
Психологи Е. Смирнова и В. Абраменкова считают, что игрушки, с которыми предпочитает играть ребенок позволяют определить его характер и интересы на текущий момент и в будущем. Мир игрушек отражает подлинную природу личности малыша.
Публикация «Психолого-педагогические идеи о современной игрушке» размещена в разделах
Мухина и Венгер отмечали, что игрушка- предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно и средство психического развития ребенка.
Абраменкова давала понятие анти-игрушки – это специфическое средство информации, пропагандирующее анти-ценности, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.
Традиционная игрушка – «прекрасная кукла», которая несет в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Куклы герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре, так ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений.
Игрушки - это рычаг, с помощью которого ребенок стремится познать пока неведомый ему окружающий мир.
Куклы были раньше символом продолжения рода. Игрушка не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Любимая игрушка должна быть у каждого ребенка, особенно она необходима ребенку, который воспитывается единственным в семье, часто родители концентрируют свое внимание на ребенке и создают у него эгоистические установки, игрушки помогают это предотвратить.
Игрушка – это художественное произведение, задача которого – дать выразительный образ человека, животного, какого-то предмета.
Исследования Е. Смирновой. Игрушка, сделанная из дерева, - «твердая»и «теплая», а самодельная из ткани и шерсти, - «теплая» и «мягкая». Пальчики ребенка касаются не безжизненной пластмассы или холодного металла, а теплого натурального материала. Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно тяжело. Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются стихийно. Соответствие интересам самого ребенка важнейшее требование к игрушке. Игрушка должна быть опорой для самостоятельных действий. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию – это различные виды животных (мишки, зайчики и т. д., куклы, транспортные игрушки. Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям – это всевозможные кубики, конструкторы, лото, мозаика и т. д. Игрушки, способствующие развитию физических качеств – это обручи, мячи, скакалки и т. д.
Исследования В. Абраменковой об антиигрушке.
Игрушка – культурное орудие, духовный образ идеальной жизни, носитель информации для ребенка. Игрушка кроме прочих всегда выполняла и психотерапевтическую функцию – помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Современная игрушка что это? Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуальной. Серийная игрушка – по сути своей является антиигрушкой. В ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. Сегодня детская игрушка способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки. Такая антиигрушка противостоит креативной (развивающей, которая не требует однозначного способа обращения с ней, а напротив провоцирует многообразие стратегий поведения. Игрушка полезная ставит перед собой благоприятную воспитательную задачу – учить добру и красоте, мудрости и сорадости. Игрушки иностранных производителей вводят детей в культуру другого народа.
Антиигрушка – это специфическое средство информации пропагандирующее антиценности, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями.
Симпатичный мишка, пушистый слоник, способны «вылечить» ребенка от страхов и даже от ночного энуреза. Самые лучшие игрушки природные камушки, песок, шишки, палочки – они могут быть всем! Увы любимые игрушки современных детей – это монстры и монстрики. Детям нравятся игрушки, символизирующие смерть, разрушение, агрессию. Давно пора создавать современные модели игрушек и игр в соответствии с нравственными и педагогическими требованиями и принципами.
Игрушка средство налаживания игрового контакта с партнером у еще не искущенных в общении малышей. Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно находиться в поле его зрения. Игрушка должна быть тем мостиком, по которому придет к детям способность к взаимодействию.
Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут делать только все игрушки сообща.