Мария Веселкова
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР
Теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме показал необходимость и целесообразность ее изучения. В связи с этим было организовано и проведено исследование по данной проблеме, цель которого – изучение особенностей монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей младшего школьного возраста с ЗПР.
В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и младших школьников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Сформировать для обследования три группы детей старшего дошкольного возраста с ОНР, младшего школьного возраста с ЗПР и группу детей старшего дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием.
2. Разработать критерии и подобрать методики для изучения монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Выявить уровень и качественное своеобразие монологической речи у детей с ЗПР и с ОНР; провести сравнительный анализ полученных результатов между собой.
4. Разработать и апробировать систему логопедической работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей младшего школьного возраста с ЗПР.
5. Выявить эффективность проведенной работы.
Экспериментальная работа проводилась на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждение № 15 компенсирующего вида.
В эксперименте участвовали три группы респондентов. Первую группу составляли 10 детей в возрасте от 6-7 лет с ОНР. Вторая группа была сформирована в количестве 10 младших школьников в возрасте 7-8 лет с ЗПР. Третья группа была сформирована из 10 детей в возрасте 6-7 лет с нормальным психофизическим развитием. Таким образом, всего экспериментом было охвачено 30 детей.
Проведение эксперимента опиралось на принципы диагностики, разработанные в трудах Л. С. Выготского, С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко и др. :
1. Принцип комплексного изучения развития психики ребенка предполагал вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, всестороннее обследование особенностей развития познавательной деятельности.
2. Принцип системного подхода опирается на представления о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов.
3. Принцип динамического подхода предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития ребенка, а также учета его возрастных особенностей.
4. Принцип выявления и учет потенциальных возможностей – значимой для этого принципа является концепция Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются зона актуального развития и зона ближайшего развития. Вследствие этого необходимо применять методики, позволяющие определить не только ЗАР, но и ЗБР.
5. Принцип качественно-количественного подхода - необходимо учитывать не только конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения: отношение к ситуации обследования и заданиям, способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий, продуктивное использование помощи взрослого и т. д. При этом качественные и количественные показатели выступают во взаимосвязи.
6. Принцип единства диагностики и коррекционной помощи отражает необходимость использования полученных данных в системе коррекционной помощи детям с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе - подготовительном, проводилось изучение и анализ медико - психолого-педагогической документации на каждого ребенка, сбор анамнестических данных методами беседы с педагогами, изучением анамнестических частей, карты развития ребенка. В таблице 3 представлен списочный состав и диагнозы детей с ЗПР.
Таблица 3 - Состав испытуемых младшего школьного возраста с ЗПР
№ п/п ФИ ребенка Диагноз
1 Ребенок 1 ЗПР церебрально-органического генеза
2 Ребенок 2 ЗПР церебрально-органического генеза
3 Ребенок 3 ЗПР церебрально-органического генеза
4 Ребенок 4 ЗПР церебрально-органического генеза
5 Ребенок 5 ЗПР церебрально-органического генеза
6 Ребенок 6 ЗПР церебрально-органического генеза
7 Ребенок 7 ЗПР церебрально-органического генеза
8 Ребенок 8 ЗПР церебрально-органического генеза
9 Ребенок 9 ЗПР церебрально-органического генеза
10 Ребенок 10 ЗПР церебрально-органического генеза
В Таблице 4 представлена группа детей, имеющая заключение ПМПК ОНР III уровня (диагноз и сопутствующие нарушения).
Таблица 4 - Список детей с ОНР 3 уровня
№ п/п ФИ ребенка Диагноз
1 Ребенок 1 ОНР III уровень, ринолалия.
2 Ребенок 2 ОНР III уровень, ринолалия
3 Ребенок 3 ОНР III уровень, дизартрия
4 Ребенок 4 ОНР III уровень, дизартрия
5 Ребенок 5 ОНР III уровень, дислалия
6 Ребенок 6 ОНР III уровень, дислалия
7 Ребенок 7 ОНР III уровень, дизартрия
8 Ребенок 8 ОНР III уровень, дизартрия.
9 Ребенок 9 ОНР III уровень, дизартрия
10 Ребенок 10 ОНР III уровень, дислалия
Анализ полученных данных показал, что основной причиной нарушений являются такие медико-биологические факторы, как: внутриутробные факторы: токсикозы первой и второй половины беременности, внутриутробные инфекции, инфекционные заболевания матери во время первой половины беременности, употребление матери во время беременности антибиотиков, спиртных напитков. Вследствие влияния данных факторов, отмечались нарушения речи и задержки психического развития разной степени выраженности.
Целью второго этапа является изучение специфических особенностей монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и младшего школьного возраста с ЗПР.
Для реализации этой цели были разработаны критерии оценки и осуществлен подбор методик исследования монологической речи.
В. П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию, состоящую из нескольких этапов. Дети овладевают навыками связной речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.
При этом использовали наглядный материал из соответствующих пособий О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева, Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и А. В. Соболевой, В. В, Коноваленко, О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой,
В целях комплексного исследования связной речи детей использовались серии заданий, которые включали:
— составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
— составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
— пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
— составление рассказа по серии сюжетных картинок;
— сочинение рассказа на основе личного опыта,
— составление рассказа-описания.
Полное описание проведения методики и оценивание заданий представлено в Приложении 1.
Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла.
Результаты выполнения заданий фиксировались в протоколы на основании схем оценки уровня выполнения заданий.
Критерии отнесения ребенка к тому или иному уровню составляется на основании суммирования балов за все семь заданий.
К высокому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 26 до 21 баллов по всем заданиям методики.
К среднему уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 20 до 15 баллов по всем заданиям из методики.
К недостаточному уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 14 до 9 баллов по всем заданиям методикам.
К низкому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 8 до 3 баллов по всем заданиям методикам.
В качестве общего критерия выступало понимание детьми инструкции, целостность ее восприятия, выполнений заданий согласно инструкции.
Все задания проводились в естественных условиях.