Светлана Бузанова
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Бурное развитие психодиагностики в 20 в., особенно во второй его половине, привело к накоплению огромного количества методик, используемых для выявления различных психических особенностей. Целесообразно сформулировать общие принципы, на которые следует опираться при выборе психодиагностического инструментария. Вне зависимости от цели обследования перед его началом необходимо получение определённых сведений и материалов. К ним относятся:
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- сведения о предшествующих этапах развития (психологический анамнез);
- анализ информации, полученной от родственников, врачей, педагогов и других заинтересованных лиц, об индивидуальных особенностях внутрисемейных и социально- бытовых условиях, об особенностях поведения в различных ситуациях;
- сведения о состоянии здоровья, в том числе к моменту обследования.
Психодиагностическое обследование может проводиться в целях:
выявление отклонений в психическом или психофизическом развитии, которые могут быть причиной душевных заболеваний и трудностей обучения, трудностей поведения и др. ;
контроля за динамикой психического развития и успешностью применения лечебных воздействий и средств коррекции и компенсации;
выявления личностных особенностей, затрудняющих социальную адаптацию;
решение вопросов профориентации и профотбора.
Определённое значение имеет пол, образовательный уровень, этническая принадлежность. Общая продолжительность обследования подростка, взрослого может продолжаться около часа. Обследование младшего школьника -30-45 минут, но не более часа.
В зависимости от цели диагностирование может быть индивидуальным или в присутствие родителей и других лиц. В некоторых случаях целесообразно групповое обследование.
Полученная информация определяет возможность использования жестко регламентированной процедуры. Для большинства детей с трудностями в обучение характерна плохая врабатываемость, низкая устойчивость внимания. При таких особенностях выполнение заданий ограниченных во времени, оказывается невозможным. При эмоциональной патологии повышается роль наблюдения за поведением обследуемого и диалога с ним.
При обследование детей с отклонениями в психическом развитии, испытывающих трудности в усвоении знаний и навыков, используемые методики должны способствовать выявлению не только актуального, но и потенциального уровня.
Для выявления уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у старших дошкольников применяются различные методики с заданиями по складыванию картинок, кубиков и др. При обследование детей с отклонениями в развитие широко используются несколько видов помощи. Так, при неправильном первичном складывание фигуры или картинки предлагается образец в целом виде. В случае ошибочных решений при последующих попытках предлагается образец, на котором присутствуют более детальные линии разреза.
Проблема подготовки детей к обучению в школе.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к организации подготовки детей к школе. Уровень готовности детей к школе выступает как интегрированный показатель результативности образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Не случайно в последние пять лет, наблюдается рост запроса администрации образовательных учреждений и руководителей районного управления образования на анализ эффективности работы дошкольного учреждения через определение уровня готовности детей подготовительной группы к школьному обучению. Вместе с тем, в практической работе педагога определение уровня готовности детей к школе проблемно в связи с существованием в отечественной психологии и педагогике различий понимании самого термина «готовность» его смешения с другими понятиями, например, с понятием «школьная зрелость».
Существуют следующие представления о критериях готовности к школе:
- достижение определённого возраста;
- наличие необходимых для обучения в школе умений и навыков;
- сформированность отдельных компонентов учебной деятельности;
Сформированность таких новообразований, которые соответствуют предъявляемым современной школой требованиям;
Таким образом, готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности её мотивации, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции и т. д.
Под готовностью к школе понимается школьная и социальная зрелость ребёнка. Школьная зрелость определяется физической готовностью ребёнка к школе, социальная-психологической готовностью к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
На рубеже дошкольного и школьного возраста происходит и кардинальное изменение самооценки ребёнка. К концу переходного периода от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребёнка возникает различение Я-реального и Я-идеального, Я-реальное при этом по сравнению со значениями, характерными для шестилеток, резко снижается.
Учебная деятельность- «это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую в себя: учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные действия, контроль, оценку.
Готов ли ваш ребёнок к школе?
От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодам развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности. Готовность организма определяется морфологическим и функциональным развитием. Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребёнка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метание и др.
Это поможет ему управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Кроме физической готовности к школе необходима общая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Эта готовность включает и формирование у детей качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками.
Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в приобретение определённого кругозора, запасе конкретных знаний в понимание общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Хотя и доступны детям 6-ти летнего возраста логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
В целях интеллектуальной подготовки к школе ребёнка взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Дети должны не только знать, но и уметь применять свои знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.
Характеристика возрастного этапа онтогенеза.
• Возрастные особенности социально-эмоционального развития:
В 5-6 лет ребёнок любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым.
• Возрастные особенности развития общей моторики:
В 5-6 лет ребёнок хорошо прыгает, бегает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и на другой ноге, бегает на носках. Катается на двух колёсном велосипеде, катается на коньках, играет в хоккей.
• Возрастные особенности развития тонкой моторики рук:
В 5-6 лет ребёнок рисует карандашами или цветными мелками. Постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, шнурует ботинки.
• Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации:
В 5-6 лет ребёнок аккуратно вырезает картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
• Возрастные особенности развития восприятия и предметно-игровой деятельности:
к 5-6 годам ребёнок разбирает и складывает трёхсоставную и четырёхсоставную матрёшку, не прибегая к пробам, а путём примеривания или зрительного соотнесения. Выбирает парную картинку из 4-х. Справляется с заданием «почтовый ящик» путём примеривания. У детей 5 лет допустимы отдельные пробы. Конструирует из кубиков по образцу путём примеривания и зрительного соотнесения. С 6 лет доступен самостоятельный анализ образца и выполнения задания путём зрительного соотнесения. Складывает картинку из 4-5 частей путём зрительного соотнесения.
• Возрастные особенности психического развития :
Ребёнок знает возраст и адрес. Называет 6 цветов. Доступны простые аналогии, понимает «нелепицы» на картинках. Находит недостающие части на картинках.
Дифференцирует людей по полу.
Отгадывает 15-20 предметов по их действиям. Знает имена родителей и их занятия. Понимает правила «честной» игры. Считает до двадцати. Прибавляет и отнимает в пределах 3-5. Отгадывает загадки.
• Возрастные особенности развития понимание речи:
В 5-6 лет ребёнок выполняет последовательные команды. Понимает условное предложение со словами «если». Понимает грамматическую форму предложения.