Юлия Кашеварова
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день существует множество различных периодизаций психического развития человека. Возрастной психологией занимались : Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин, и др. Каждый из ученых рассматривал различные критерии возрастной классификации. Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, которые характерны для конкретного этапа развития. А. Н. Леонтьев в качестве критерия возрастной периодизации выделял ведущие деятельности. В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, которые определяют возникновение психологических новообразований на каком-либо конкретном этапе развития. Он рассматривает отношения продуктивной деятельности и деятельности общения [35].
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Младший школьный возраст – это этап, когда происходит эволюция дальнейшего становления индивидуально-психологических и формирования базовых социально-нравственных качеств индивида.
Для этой стадии характерны :
• преобладание значимости семьи для помощи для помощи в удовлетворении эмоциональных, материальных и коммуникативных потребностей школьника;
• образовательная организация занимает первостепенную роль для помощи в создании и развитии познавательных интересов;
• у младшего школьника повышается способность противостоять негативным влияниям окружающей среды, при этом первостепенные защитные функции остаются за семьей и образовательной организацией [10].
Социальный статус меняется: дошкольник переходит на новый этап, становится школьником. Вместе с тем, у ребёнка появляется противоречие между свободой выбора и точно обозначенными рамками поведения школьника. Многие дети оказываются не готовы к такому переходу, по этой причине переход к школьному режиму проходит болезненно, конфликтно.
Психологическая реорганизация в деятельности: до начала нового этапа игра была ведущим видом деятельности, а на данный момент, ведущим видом деятельности становится – учебная деятельность, которая изменяет мотивы поведения, даёт импульс развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. Смена ведущего вида деятельности имеют этапы:
• базовое ознакомление с условиями жизни образовательной организации;
• ознакомление с учебным процессом и новой структурой отношений как со взрослым, так и с детским коллективом;
• вырабатывается определенное отношение к правилам и нормам поведения в школьной жизни [10].
Благополучное прохождение этапов, указанных выше позволяет предупредить большинство отклонений в нравственном развитии младших школьников. В адаптации к школьной среде младшие школьники часто испытывают некоторые трудности [10]. Как указывала Л. И. Божович, переход от раннего детства к младшей школе сопровождается резким изменением места ребенка в новой системе взаимоотношений и всего образа жизни в целом. При этом, следует отметить, что статус школьника создает особую нравственную направленность личности ребенка [24]. В этот момент продолжается психофизиологическое и физическое развитие ребенка, что даёт возможность систематического обучения в образовательной организации. Работа нервной системы и головного мозга улучшается в первую очередь. Однако не безупречность регулирующей функции коры головного мозга проявляется, в присущих для детей данного возраста особенностях поведения, эмоциональной сферы и организации учебной: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, импульсивны, эмоциональны. В возрасте 7-10 лет наблюдается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Также всё ещё существуют и различия в темпах развития между девочками и мальчиками: мальчики всё ещё отстают от девочек [37].
Поступление в первый класс кардинально меняет жизнь детей. С самого начла обучения в школе у детей появляется главное противоречие – между регулярно возрастающими требованиями, предъявляемыми к детям, их памяти, речи, вниманию, мышлению, и уровню развития. Данное противоречие является движущей силой развития у младшего школьника.
Младший школьный возраст – важный этап развития ребёнка. Дальнейшее развитие высших психических функций и личности происходит в пределах ведущей на данном этапе учебной деятельности, которая сменяет на данном этапе игровую деятельность, выступавшую ведущей в дошкольном возрасте. Вовлечение младшего школьника в учебную деятельность означает начало реорганизации всех психических функций и процессов [31].
Разумеется, у младших школьников не сразу вырабатывается соответствующее отношение к обучению. Они ещё не в полной мере понимают, для чего необходимо учиться. Однако немного погодя оказывается, что учение – труд, который требует внимания, самоограничений, волевых усилий, интеллектуальной активности. В случае, когда ребёнок не привык прикладывать столько усилий, у него возникает разочарование, формируется негативное отношение к процессу обучения. Чтобы этого не случилось классный руководитель должен прививать младшему школьнику мысль о том, что учение – не развлечение, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, требующая упорства и внимания, но в то же время, очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Сама организация учебного процесса должна подтверждать слова педагога.
В первую очередь младшие школьники увлекаются процессом учебной деятельности, не осознавая её важности. Лишь после появления интереса к результатам своего труда в учебной деятельности возникает интерес к процессу учебной деятельности, к получению знаний. Именно это и есть благоприятная основа формирования у младшего школьника учебных мотивов высокого общественного порядка, связанных с ответственным отношением к учебной деятельности [31].
Младший школьник получает удовлетворение от достижения успехов, благодаря чему появляется интерес к содержанию учебной деятельности. Благодаря похвале, одобрению учителя, который делает акцент даже на небольшие успехи обучающихся, мотивация возрастает. Младшие школьники испытывают особое чувство гордости, в случае получения похвалы от учителя [15].
С самого начала процесса обучения в образовательной организации учитель становится авторитетом для младших школьников, в связи с этим, учитель имеет большое воспитательное воздействие на своих учеников. Авторитет учителя является важнейшей предпосылкой воспитания и обучения в младших классах [21].
Возникает совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; изменяются пропорции процессов торможения и возбуждения: процесс торможения усиливается, хотя процесс возбуждения всё ещё преобладает, и младшие школьники более импульсивны и возбудимы [20].
В начальных классах учебная деятельность осуществляется благодаря развитию некоторых психических процессов познания окружающей среды – восприятий и ощущений. Дети младшего школьного возраста имеют своё собственное восприятие [29].
Благодаря тому, что у младших школьников появляется статус школьника, у них меняется восприятие. На данном этапе психического развития восприятие связано с осязаемой деятельностью ребёнка. Изучить какой-либо предмет для младшего школьника – совершать какие-то действия с ним, что-то попробовать поменять в нём, произвести какие-либо манипуляции, взять в руки, дотронуться до него. Ещё одной чертой младших школьников является сильная эмоциональность. Восприятие ребёнка меняется, его деятельность становится контролируемой и целенаправленной.
Во время школьного обучения восприятие ребёнка становится намного глубже, принимает новый характер более организованного наблюдения.
У младших школьников есть свои возрастные особенности. Главная особенность – это недостаток произвольного внимания. Возможности волевого регулирования произвольного внимания, которое управляет им в самом начале младшего школьного возраста имеют некоторые ограничения. Произвольные процессы внимания у ребёнка младшего школьного возраста необходимы для мотивации. Для старших школьников далёкая мотивация является стимулом к учебной деятельности, они без особого труда могут концентрироваться на неинтересной работе, которая приведёт к результату в будущем, то для младших школьников стимулом является исключительно близкая мотивация – поощрение, хорошая оценка, похвала [21].
Для детей младшего школьного возраста интерес представляют яркие вещи, которые не требуют сосредоточенности внимания.
В процессе обучения у детей младшего школьного возраста развиваются отличительные особенности памяти. Возрастает роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В возрасте 7-10 лет у детей наиболее развита деятельность первой сигнальной системы, благодаря чему наглядно-образная память у младших школьников развита лучше, нежели наглядно-образная, и словесно-логическая. Таким образом, дети данного возраста намного быстрее запоминают и, конечно, прочнее сохраняют в своей памяти точную информацию, определенные события, конкретные лица, интересные предметы, точные факты, чем разного рода определения, описания, объяснения. Дети младшего школьного возраста запоминают информацию механически, не используя логических связей [28].
Младший школьник теперь может воссоздать в своём воображении словесно описанный предмет, с которым он ещё не был знаком. Данный вид воображения называется воссоздающим. Данный вид воображения совершенствуется из-за того, что ребёнок достовернее воспринимает действительность. Новые образы формируются за счёт переработки уже имеющихся впечатлений, накопленного опыта и созданием новых, ещё не известных до этого времени комбинаций [23].
Познание изменяется, на данном этапе ребёнку интересно не только само явление, но и его сущность. Мышление младшего школьника начинает отражать новые существенные свойства и признаки некоторых предметов и явлений, благодаря чему школьники делают свои первые выводы, умозаключения, общения, выстраивают лёгкие логические связи. На этой основе у ребёнка постепенно вырабатываются новые элементарные научные понятия.
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов [20].
Младший школьный возраст – это период очень заметного становления личности. В этот период меняются отношения со взрослыми людьми, товарищами, одноклассниками, ребёнок начинает учувствовать в коллективной деятельности, меняет вид деятельности с игровой на учебную, что способствует необходимости в подчинении новым требованиям. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В возрасте 7-10 лет формируется социальная направленность личности, закладывается прочный фундамент усвоения моральных и нравственных норм и правил поведения. Рассмотрим отличительные черты характера младших школьников. В первую очередь это импульсивность – склонность к незамедлительным действиям после получения импульсов [28].
Ещё одной отличительной чертой является и общая недостаточность воли: у ребёнка еще не было опыта длительной борьбы за ранее поставленную цель, преодоления трудностей и препятствий. Младший школьник может сдаться, испытав неудачу, потерять уверенность в свои силы и возможности. Также у младших школьников часто можно наблюдать такие качества, как капризность, упрямство. Самая частая причина их проявлений – это недостатки воспитания со стороны семьи. Ребёнок привык к тому, что все его желания, прихоти и требования родители незамедлительно выполняли. Капризность и сильное упрямство – это своеобразная форма детского протеста против жёстких рамок, в которые образовательная организация ему предъявляет, против необходимости делать то, что нужно, когда этого делать совсем не хочется. Младшие школьники очень эмоциональны. Повышенная эмоциональность сказывается в том, что их психическая деятельность окрашена эмоциями. Все действия, явления, наблюдения вызывают у детей бурные эмоции. В младшем школьном возрасте дети ещё очень открыты и не умеют сдерживать свои эмоции, будь то радость, печаль, недовольство, или наоборот, восхищение. Дети в данный период эмоционально неустойчивы, у них часто можно наблюдать кратковременные вспышки ярости, радости, горя, страха, гнева. И только с годами они учатся контролировать свои эмоции, управлять ими [30].
Для воспитания коллективистских отношений период младшего школьного возраста наиболее благоприятен. За определённое время младший школьник впитывает важные коллективной деятельности, учиться взаимодействовать в коллективе и на пользу коллективу. Именно по этому младшим школьникам необходимо участвовать в коллективистских делах. Так как только здесь младший школьник может научиться коллективной общественной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что младший школьный возраст – это период, в котором происходит важный процесс для дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования базовых социально-нравственных качеств личности. Ведущий тип деятельности – учебная деятельность. В пределах учебной деятельности происходят психологические новообразования, которые характеризуются наиболее важными успехами в развитии младших школьников и являются базой, обеспечивающей развитие на следующем возрастном этапе.