Альбина Рахимкулова
Психолого-логопедическое занятие с музыкальным сопровождением для детей старшей группы с ОНР «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Зимние забавы
Цель: создание психологического комфорта, снижение эмоционального и телесного напряжения, преодолевая речевые нарушения у детей, путём развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
Коррекционно-образовательные:
- учить детей выделять первый звук в слове, давать характеристику звуку,
Публикация «Психолого-логопедическое занятие с музыкальным сопровождением для детей старшей группы с ОНР „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
составлять предложения по сюжетной картине и выполнять анализ
предложения;
- обобщать, пополнять, активизировать словарь детей;
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
- формировать фонематическое восприятие.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза;
- развивать у детей умение ориентироваться в пространстве;
- развивать у детей чувство темпа и ритма речи;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, творческое
воображение и общие речевые навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать звуковую культуру речи.
Психологические задачи :
1. Создать психологический комфорт.
2. Способствовать стабилизации психических процессов, снижению эмоционального и телесного напряжения.
3. Расширять представления у детей об эмоциях.
4. Развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
5. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие.
6. Развивать у детей эмпатию.
7. Воспитывать способность внимательно и терпеливо слушать других.
Музыкальные задачи :
1. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом.
2. Формировать артикуляцию, правильно брать дыхание между музыкальными фразами.
3. Развивать у детей координацию речи с движениями.
4. Воспитывать у детей познавательный интерес, интерес к театрализованной деятельности.
Оборудование:
- «приглашение» от снеговиков;
- влажные салфетки;
- диск с записью спокойной, расслабляющей музыки;
- мобиль со снежинками;
- белая натянутая ткань;
- стол для рисования песком;
- индивидуальные песочницы с влажным песком (по количеству детей);
- красивый необычный дом, в окнах которых, нарисованы сюжетные
картинки: Снеговик катается на лыжах. Снеговик катается на коньках.
Снеговик строит снежную крепость. Снеговик катается на санках. Снеговик
играет в хоккей. Снеговик играет в снежки;
- дом с разными снеговиками (пиктограммы - эмоции);
- «снежок» (по количеству детей);
- картинки с разными перечё ркнутыми предметами: лыжи, коньки, горка,
снеговик, санки, клюшка, снежки, лопатка (по количеству детей);
- костюм снеговика;
- цветной плакат;
- приз снеговику;
- картина «Холодильник»;
- стульчики «сани» (по количеству детей);
- музыкальные инструменты : «ложки», «колокольчики».
Словарная работа:
«зимние забавы», «маскарад», «хоккей», «клюшка», «шайба»
Предварительная работа:
- выучить игру в «Снежки»- упражнение на развитие координации речи с
движениями;
- выучить текст «Снежной песни» - на формирование артикуляции,
правильно брать дыхание между музыкальными фразами;
- выучить упражнение «Возвращаемся домой»- на развитие у детей умения
ориентироваться в пространстве, развитие чувства темпа и ритма;
- выучить пальчиковую гимнастику «Дом» - на развитие мелкой моторики
пальцев рук;
- выучить стихотворение Джеймса Крюса «Снеговик на маскараде» - на
воспитание у детей познавательного интереса к театрализованной
деятельности;
- выучить упражнение «По дорожке я пойду»- на развитие общей моторики,
творческого воображения.
Ход работы:
1. Организация начала занятия.
Педагог - психолог и учитель - логопед приглашают детей встать полукругом. Музыкальный руководитель включает спокойную музыку. Педагог – психолог предлагает понаблюдать за снежинками, которые словно «бабочки» порхают и кружатся в воздухе. Учитель – логопед загадывает загадку детям:
Учитель - логопед: С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые.
Дети: Снежинки
Учитель – логопед: Посмотрите, какие красивые бывают снежинки.
Какие они пушистые, воздушные, нежные.
Ребята, а на что похожи снежинки?
Дети: На звёздочки.
На бабочки и т. д.
Педагог – психолог : Снежинки падают на землю, они летят словно
бабочки, кружатся, порхают. Ветерок их
подхватывает – они то поднимаются, то
опускаются.
Их движения очень красивы. Снежинки падая, летя
украшают землю, поля, леса. Всё становится
белым, сказочным, волшебным. Земля похожа на
великолепный, пушистый, мягкий ковёр.
Снежинки падают и закрывают землю от холода.
Заботятся о ней. Снежинки одевают деревья в
пушистые белые шубки, горы становятся похожи на
больших великанов в огромных снежных шапках.
Снежинки, хотя такие маленькие, но украшают всё
вокруг. Все очень рады этим воздушным,
пушистым звёздочкам – и земля, и деревья, и реки,
и поля, и люди, и звери.
2. Основная часть.
А) Сообщение темы занятия.
Звучит запись спокойной, расслабляющей музыки. Дети, вместе с учителем – логопедом, педагогом – психологом выполняют движения на фоне музыки. Учитель – логопед показывает приглашение от Снеговиков.
Музыкальный руководитель : Солнце светит, (дети поднимают
руки вверх)
Но не греет. (греются)
Идёт снег. (показывают, как
падает снег)
Ночь стала длиннее, (разводят руками в
стороны)
день коротким. (постепенно сводят
руки)
Реки закрылись льдом. (волнообразные
движения руками
слева направо,
проследить
движение глазами)
Люди надели шубы, (движения по
тексту)
тёплые сапоги, меховые
шапки, рукавички.
Наступила холодная зима.
Учитель - логопед: Ребята, а вы зиму любите?
Дети: Да, любим
Учитель - логопед: А какие зимние месяцы вы знаете?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Учитель - логопед: А что вам нравится зимой?
Дети: Кататься на санках, на коньках, на лыжах, на горке,
лепить снеговиков, играть в снежки и т. д.
Учитель - логопед: Ребята, а вы знаете, что есть такой волшебный город –
город Снеговиков. В этом городе живут Снеговики.
Они очень весёлые, добрые, находчивые. Они любят
снег, потому что сами они сделаны из снега. Снеговики
любят строить из снега горки, башни, разных зверушек,
кататься на горке, на санках, на коньках и на лыжах.
Сегодня Снеговики приглашают вас в гости в свой
город. Они желают показать вам свой город, свои
развлечения.
Хотели бы вы побывать в городе Снеговиков?
Дети: Да, хотели бы.
Б) Рисование на песке.
На столах лежат индивидуальные песочницы, с влажным песком. Педагог - психолог говорит :
Педагог – психолог : Для того чтобы попасть в город Снеговиков, вам
нужно отыскать волшебные снежинки. Эти снежинки
спрятались в песочке. Мы будем искать эти снежинки
очень осторожно: кулачком, ребром ладошки и
пальчиками, потому что снежинки очень хрупкие,
они могут быстро сломаться.
Педагог - психолог показывает.
Педагог – психолог : Мне очень приятно искать снежинку. Я чувствую
тепло песка. Когда я двигаю пальчиками, я ощущаю
маленькие песчинки. Но у каждого из вас будет своя
волшебная снежинка.
Дети рисуют.
Педагог – психолог : Посмотрите на ваши снежинки. Что вы чувствовали,
когда искали снежинку?
Дети отвечают.
Педагог – психолог : Вы чувствовали прохладу или тепло песка?
Дети отвечают.
Педагог – психолог : Ребята, а сейчас я предлагаю вам спрятать свои
снежинки. Положите ладони на снежинку. Вам
удобно держать так руки?
Дети отвечают.
Педагог – психолог : А что нужно сделать, чтобы стало удобнее?
Дети отвечают.
Педагог – психолог : Можно подвигать руками, перевернуть ладони.
Дети выполняют.
Педагог – психолог : Когда вы перевернули ладони, ваши ощущения изменились?
Дети отвечают.
Педагог – психолог : Вы по-другому чувствуете шероховатость песка. Он стал холоднее или теплее?
Дети отвечают.
Педагог – психолог : Мы с вами отыскали волшебные снежинки, которые
открывают дорогу в волшебный город Снеговиков.
В) Упражнение «По дорожке я пойду»
Учитель - логопед предлагает детям встать друг за другом и «пройтись по дорожке» повторяя слова и движения. Дети выполняют движения на фоне музыки :
Учитель – логопед: А вот и дорога.
Давайте, пойдём мы по этой дорожке.
По дорожке я пойду…. (идут друг за другом,
Вправо-влево посмотрю (останавливаются,
поворачивают головой).
Как мне нравится гулять, (встают, произносят на
выдохе, шагая на месте,
Свежим воздухом дышать! (поднимают руки вверх и
кружатся,
Как красиво всё кругом, (разводят руки в стороны,
Вдалеке мы видим дом. (показывают из пальцев
крышу дома.)
Г) Пальчиковая гимнастика «Дом»
Учитель – логопед: На поляне дом стоит (ладонями имитируют
крышу домика)
Ну, а к дому путь закрыт (соединяют ладони между
собой, соприкасаясь
пальцами)
Нам ворота открывают (ладонями имитируют
открывание ворот)
В этот домик приглашают. (ладонями имитируют
приглашение в «дом»)
Д) Упражнение «Составьте предложения»
Учитель – логопед показывает красивый, необычный дом. Дети составляют предложения по сюжетным картинкам: Снеговик катается на лыжах.
Снеговик строит снежную крепость. Снеговик катается на санках.
Снеговик играет в хоккей. Снеговик играет в снежки. Снеговик катается на коньках.
Учитель – логопед: Ребята, посмотрите какой красивый, необычный дом.
В этом доме на окнах нарисованы картинки.
Давайте, составим по картинкам предложения и
сделаем анализ этих предложений.
Дети: Снеговик катается на коньках.
Учитель – логопед: Какое маленькое слово вы услышали в этом
предложении?
Дети: Маленькое слово «на»
Учитель – логопед: Сколько слов в этом предложении?
Дети: Четыре слова в предложении.
После того как дети выполнят задание, учитель - логопед предлагает назвать слова в предложении по порядку, и при необходимости исправить ошибки.
Е) Упражнение «Разные снеговики»
Педагог – психолог показывает дом с разными снеговиками (грустный, весёлый, задумчивый, злой, растерянный, обиженный, удивлённый и т. д.)
Педагог – психолог : В городе Снеговиков очень много домов.
Посмотрите, снеговики увидев вас выглянули в окна.
Из этого домика выглядывает грустный снеговик.
Изобразите грустного снеговика.
А из этого дома выглядывает, какой снеговик?
Дети: Радостный
Педагог – психолог : Изобразите радостного снеговика и т. д.
Снеговики все очень разные.
Педагог – психолог : Какие вы молодцы! Снеговикам очень понравилось,
как вы красиво изобразили их!
Ж) Упражнение «Игра в снежки»
Дети стоят в две шеренги, напротив друг друга.
Музыкальный руководитель : Снеговики очень рады видеть вас. И они
приглашают вас поиграть в одну из их
любимых игр – игру в снежки.
Вы любите играть в снежки?
Дети: Да, очень
1 куплет:
Мы в снежки играем смело, (лепим)
Ах какое это дело! (грозим пальцем в одну
сторону)
Любим мы морозный день, (натираем щёки)
Нам в снежки играть не лень (пружинка вправо,
пружинка влево)
Припев:
Хлоп, хлоп, не зевай (2 раза хлопки, грозим
пальцем)
А теперь в меня бросай (берут снежок и
кидают его друг в
друга)
2 куплет:
Пусть зима морозит нас (поглаживание
предплечий)
Мы погреемся сейчас (потираем нос)
Ручками похлопаем (4 хлопка)
Ножками потопаем (4 притопа)
Припев: тот же самый
З) Упражнение «Необычные загадки»
Педагог – психолог предлагает детям подойти к столу, на котором разложены картинки с разными перечё ркнутыми предметами: лыжи, коньки, горка, снеговик, санки, клюшка, снежки, лопатка (по количеству детей)
Педагог – психолог : Снеговики любят загадывать загадки. Но загадки у
них необычные. Они нарисовали на снегу разные
предметы, но чтобы вы сразу не отгадали загадку
снеговики решили вас запутать, они перечеркнули их
линиями.
Ребята, как вы думаете, что это?
Дети: Это лыжи и т. д.
И) Упражнение «Какой первый звук в слове»
У каждого ребёнка слово – отгадка.
Учитель – логопед: Молодцы, ребята!
Вы отгадали все загадки.
А теперь вы должны угадать, какие первые звуки в
словах– отгадках.
Дети: В слове «лыжи» первый звук «Л»
Учитель – логопед: Дайте характеристику этому звуку.
Дети: Звук «Л» - согласный, звонкий, твёрдый, обозначается
синим цветом и т. д.
К) Песня «Снежная»
Дети поют «Снежную песенку»
Музыкальный руководитель : У снеговиков есть любимая песенка,
давайте споём её вместе.
Дети: 1 куплет:
К нам на новоселье жалует зима
А за ней веселье, смех и кутерьма
Припев:
А ну – снежок, а ну – дружок,
Мети не уставай.
И двор, и дом и всё кругом,
Теплее укрывай
2 куплет:
Нам всего милее зимние деньки,
Снежные аллеи, лыжи и коньки
Припев: тот же самый:
3 куплет:
Белый снег мохнатый, пляшет за окном,
Мы о нём ребята песенку споём.
Припев: тот же самый:
Педагог – психолог : Какое настроение вызвала у вас эта песенка?
Дети делятся своими впечатлениями.
Л) Инсценировка детьми по ролям по стихотворению Джеймса
Крюса «Снеговик на маскараде».
Ребёнок одевает костюм снеговика
Музыкальный руководитель : Ребята, снеговики любят разные зимние
забавы, а ещё любят веселиться на
праздниках.
Давайте послушаем снеговика, который
побывал на маскараде!
1 ребёнок (ведущий) - Снеговика на Новый год
- Привлёк цветной плакат.
- И вот он вечером идёт
- На шумный маскарад.
- Носатого Снеговика
- Узнали все тотчас,
- Ему кричат издалека:
Дети: - Вот это высший класс!
- Вот это маска, посмотри! –
1 ребёнок (ведущий) - Все мнения сошлись,
- И вот Снеговику жюри
- Вручают первый приз.
- Аплодисментами смущён,
- Сказал он:
2 ребёнок (Снеговик) - Господа!
- Простите, я таким рождён,
- Я был таким всегда!
- Я настоящий Снеговик!
Дети: - Не верим! -
1 ребёнок (ведущий) - Говорят.
Дети: - А ну – ка, -
1 ребёнок (ведущий) - Говорят ему, -
Дети: - Снимите свой наряд!
1 ребёнок (ведущий) - Как вдруг – поверите ли вы? –
- Кап – кап! Кап – кап! Кап – кап!
- Он начал таять с головы,
- Он вдруг совсем ослаб…
- Хватают под руки его,
- Он тает на глазах.
- Уж он не видит ничего,
- Уж силы нет в ногах.
2 ребёнок (Снеговик) - Я болен… Можно мне присесть? –
1 ребёнок (ведущий) - Чуть слышно он сказал.
Дети: - Там где - то холодильник есть!
- Скорей его в тот зал!
- Туда его! Туда его!
- На лёд без лишних слов! –
1 ребёнок (ведущий) - Он просидел там полчаса
- И вышел жив – здоров.
2 ребёнок (Снеговик) - Ура – а!
- Спасибо, очень рад, -
1 ребёнок (ведущий) - Благодарит он всех
- И покидая маскарад,
- Шагает прямо в снег.
М) Релаксация.
Музыкальный руководитель включает спокойную музыку. Дети лежат на ковре, педагог - психолог читает стихотворение.
Педагог - психолог : Снег сегодня мягкий, как пух и вовсе не холодный,
поэтому на нём можно полежать, как на перинке.
Ложитесь на спины, руки свободно положите вдоль
тела ладошками вверх, ноги расслабьте, закройте
глазки и послушайте волшебную музыку.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем(2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают(2 раза)
Шея не напряжена и расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело… (2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется… (2 раза)
Нам понятно, что такое – состояние покоя… (2 раза)
(Долгая пауза – до конца медленной музыки. Начинает звучать бодрая, весёлая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами.)
Педагог - психолог : Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уж вставать!
Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Н) Упражнение «Возвращаемся домой»
Дети садятся на стульчики, имитируя «катание на санях». Детям выдаются музыкальные инструменты : «ложки», «колокольчики»
Учитель – логопед: Мы с вами сегодня побывали в городе Снеговиков.
Вам понравилось?
Дети: Да, очень.
Учитель – логопед: Но, к сожалению, нам пора возвращаться!
Давайте, сядем в сани.
Дети: Ух! Ух! Ух! (дети играют на «ложках»)
Мчатся сани (дети играют на «колокольчиках»)
Во весь дух.
Ух! Ух! Ух! (дети играют на «ложках»)
Снег под горкой (дети играют на «колокольчиках»)
Словно пух.
3. Заключительная часть
Выкатывается большой ком (в нём конфеты)
Учитель - логопед: Ой, ребята, что это такое?
Дети: Это снежный ком
Учитель - логопед: Какой большой, красивый снежный ком!
Да он оказывается не простой, он волшебный!
Ребята, это же подарок от снеговиков, у которых мы
были в гостях.
Учитель – логопед достаёт из снежного кома – конфеты детям.
Учитель - логопед: Ребята! Мы сегодня побывали в волшебном городе
снеговиков.
Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да, очень.
Оценивается деятельность каждого ребёнка; уточняется, что на занятии
больше всего понравилось, а что не очень; что было трудно выполнить, а
что нет.
Список литературы
1. Агранович 3. Е. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей». СПб. : Детство-пресс, 2001.
2. Артюшина С. Е„ Соловцова А. С. Учим звуки по слогам. М. : ТЦ «Сфера», 2008.
Баландина Л. А. Риторика для малышей (Серия «От детского сада к школе»). Ростов н/ Д: Изд-во «Феникс», 2003.
3. Вараева Н. В., Куражева Н. Ю., Козлова И. А., Тузаева А. С. Цветик семицветик (5 – 6) Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников. СПб. : Речь; М: Сфера, 2011.
4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М. : АРКТИ, 2002.
5. Гимпель И. А. Азбука от А до Я. Мн. : Асар, 1997.
6. Жевнеров В. Л., Баряева Л. Б., Галлямова Ю. С. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья. СПб. : ХОКА, 2007.
7. Крутий Е. Л. Волшебная логопедия. Д. : Сталкер, 2000.
8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб. : Издательский дом «Литера», 2004.
9. Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Коррекция речевых нарушений у детей 5 – 6 лет. Программа психолого – логопедических занятий. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010.
10. Розе Т. В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009.
11. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я — М. : АСТ-ПРЕСС, 1998.