Грищенко Ольга Игоревна
Психология детских рисунков: 5 «опасных» элементов в детских рисунках
▼ Скачать + Заказать документы
Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.
Что значит, если ребенок рисует :
Круги. Это означает, что ребенок изучает мир вокруг, но больше занят своими собственными переживаниями. Ему может быть сложно общаться с окружающими, он немного замкнут.
Кресты. Скорее всего малыш очень переживает из-за чего-то, ощущает чувство вины, наказывает себя за что-то.
Публикация «Психология детских рисунков: 5 „опасных“ элементов в детских рисунках» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Закрытые шкафы, замки и другие закрытые предметы. Когда в рисунке присутствуют любые закрытые элементы, то они означают запреты и секреты, к которым не допускается ребенок.
Большое количество мелких деталей. Возможно, малыш не дает выхода эмоциям, скрывает от окружающих собственные чувства. Также для него важны правила и порядок.
Солнце, цветы, птицы. Такие положительные и светлые элементы детского творчества говорят о его позитивном взгляде на мир, эмоциональной стабильности и душевном покое.
Существуют следующие моменты, которые могут говорить о возможных проблемах:
Хорошо прорисованные большие глаза — возможно у малыша есть скрытые тревоги и страхи.
У людей или животных нет рта и глаз — ребенку сложно общаться, он испытывает с этим трудности.
Неземные существа, фантастические миры — малыш может чувствовать себя неуютно и дискомфортно в настоящем мире, он хочет укрыться в выдуманном.
Каждой стадии развития малыша и его возрасту соответствуют некие характерные черты, которые можно наблюдать в рисунке. Наиболее общими являются следующие ориентиры:
Менее 3 лет. В основном рисунки состоят из нечетких изображений, линий и пятен. Но ближе к 3 годам уже начинают просматриваться контуры и более детальные изображения фигур.
От 4 до 5 лет. Начинает появляться сюжет. Малыш уже самостоятельно может пояснить, что он изобразил и что именно его на это вдохновило. На рисунке становится больше деталей (одежды, фигуры и т. д., более четко прорисовываются лица.
От 6 до 7 лет. Рисунок уже отражает не только фантазию ребенка, но и его навыки. Он уже способен изображать персонажей различными схемами рисования. В это время он также способен копировать чужие стили.
От 7 до 8 лет. Объекты получают пропорциональность, сюжеты прослеживаются более четко.
5 элементов, которые всегда нужно держать в поле зрения при анализе рисунков
Элемент 1 : количество пальцев на руках меньше или больше пяти (при условии, что ребенку больше 4-5-ти лет). Это прямой указатель на те или иные задержки развития. Иногда не критичные, при условии профессиональной коррекции, а иногда очень серьезные.
Элемент 2 : части тела не соединяются друг с другом. Руки или ноги, кисти или голова, словно повисли в воздухе на расстоянии от туловища. Серьезный повод задуматься над проблемами интеллектуального развития ребенка. Без глубокой и комплексной психофизиологической диагностики уровень нарушений здесь не понять.
Элемент 3 : роботоподобные фигуры человека. До 3-4-х лет такие рисунки встречаются сплошь и рядом. Это нормально. Но вот у детей старше – это уже признак интеллектуальной задержки или эмоциональных нарушений. Требуется детальное обследование, чтобы вовремя помочь ребенку.
Элемент 4 : слишком маленькая голова по сравнению с общими пропорциями фигуры. Это признак того, что интеллект ребенка слишком мал. Причем, такой вариант рисования головы встречается как у детей с умственной отсталостью, так и у детей с педагогической запущенностью. Конечно, чтобы это понять, диагностику стоит провести углубленную. Но помощь нужна и в том, и в другом случае!
Элемент 5 : непропорционально длинная шея. Вы скажете: «это же жираф». В случае психологического анализа рисунка это ничего не меняет, если конечно сам психолог не дал ребенку задание нарисовать жирафа. В остальных ситуациях выбор какого животного или какой объект рисовать делает сам ребенок. Значит и проблемы его отображены в этом рисунке.
Длинная шея указывает на дисбаланс интеллектуальной и эмоциональной сфер. И если с ребенком все ОК с точки зрения интеллекта, то уж на душе у него точно бушуют ураганы. А так и до нервного срыва не далеко.