Быстрицкая Анна
Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга «Интонации как инструмент самопознания»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга
В основном, мотивы нашего поведения – не заглядывать в себя. Зачастую, наше поведение имеет целью возбудить в себе «ЧУВСТВО», что наши проблемы происходят по вине других людей. Мы не осознаем, что сами выбираем чувтвовать себя плохо или чувствовать себя прекрасно.
Интонация – эмоциональная окраска голоса, с помощью которого человек выражает свои чувства.
Но на самом деле, цель тона голоса – это создать чувства, которые противоречат нашим сознательным установкам.
ВОПРОС: Верите ли вы, что все ваши беды проистекают из-за ваших собственных ошибок?
Публикация «Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга „Интонации как инструмент самопознания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Большинство людей отвечают: «Конечно, я сам виноват в своих неудачах, я несу 100% ответственности за свою жизнь».
Это выражение вашего ума, того, во что вы сознательно верите.
Однако, это может не являться установкой, по которой вы на самом деле живете. Мы очень редко действуем, полагаясь на разумные доводы. Чаще в своих действиях мы основываемся на чувствах.
Способ, которым мы можем противоречить нашим сознательным убеждениям, то есть создавать чувства, заключается не в словах, которые мы произносим. Он заключается в интонации, с которой мы выражаем свои мысли.
Интонации, зачастую, имеют двойное дно:
Чувство, которое мы создаем (ИЛЛЮЗИЯ, самообман)
Чувство, которое мы скрываем (реальный мотив)
Какое чувство вы создаете, когда ваш тон:
Интонация – ГНЕВНАЯ
чувство, которое мы создаем (наша иллюзия) – «Кто-то или что-то являются виновниками моих трудностей, и я бессилен повлиять на них».
Чувство, которое мы скрываем (реальный мотив) – гнев помогает нам ощутить свою силу в тот самый момент, когда мы утверждаем, что сила находится в чужих руках. Гневная интонация единственная, которую можно использовать для того, чтобы замаскировать это противоречие.
Заметьте: гнев является ресурсным состоянием.
Интонация – БРЕЗГЛИВАЯ, отвращение
Иллюзия – «Если бы другие люди были лучше, мне не пришлось бы испытывать затруднения».
Реальный мотив – отвращение позволяет нам чувствовать себя значимым без внесения какого-либо вклада. Брезгливость по отношению к другим отвлекает от необходимости «принюхаться» к самому себе.
Интонация – РАЗДРАЖЕННАЯ
Чувство, которое мы в себе создаем – «Отсутствие спокойствия в моей жизни вызвано внешними обстоятельствами или поведением других людей».
Чувство, которое мы скрываем – причина моего беспокойства не во мне, мое раздражение оправдывают внешние факторы.
Заметьте: мы говорим, «Я раздражен», а не «Я раздражаю себя».
Интонация – РАЗОЧАРОВАННАЯ, «безысходность»
Иллюзия – «Когда я заранее отказываюсь прилагать усилия для изменения своей жизни, этому есть оправдание, потому-что вещи, неподконтрольные мне, создают мне припятствия».
Реальный мотив – наша неудовлетворенность оправдана, никаких действий по изменению ситуации от нас не требуется.
Интонация – СУЕТЛИВАЯ
Чувство, которое мы создаем – «У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ! Какая-то неведомая сила отнимает у меня время против моей воли»
Чувство, которое мы скрываем – ощущение нехватки времени освобождает от необходимости заглянуть внутрь себя, отвлекает от осознания внутренних процессов.
Заметьте: на самом деле, когда мы утверждаем «У меня нет времени!», мы перекладываем ответственность на некий внешний фактор (сроки, загруженность, и не осознаем, что проблема исключительно в нашем неумении планировать свое время.
Иллюзия – «Я совершаю ошибки, потому-что другие не дают мне достаточно времени на выполнение моих дел. Но эти ошибки не дают другим основания судить о моих способностях».
Реальный мотив – во-первых, торопливый тон призван «заболтать» возможные ошибки, во-вторых, создает ощущение, что причиной этих ошибок являются другие люди, а мы сами не нуждаемся в том, чтобы анализировать, как мы распределяем свое время.
Интонация – НЕРЕШИТЕЛЬНАЯ
Чувство, которое мы создаем – «Я не обладаю достаточной информацией, чтобы принять мудрое решение».
Чувство, которое мы скрываемт – затягивание с принятием решения создает ощущение, что решение принято вынужденно, под давлением сроков, без полноценного анализа ситуации, а значит, если в дальнейшем произойдет ошибка, то лишь потому, что не сделан правильный выбор. Это избавляет от необходимости посмотреть на это как на степень развития характера человека.
Ремарка - слабохарактерность
Интонация – НЕУДОВЛЕТВОРЕННАЯ, недовольство
Иллюзия – неудовлетворенность сообщает другому человеку, что он для нас чего-то недостачно сделал.
Реальный мотив – за недовольством кроется привычка перекладывать на другихлюдей, и давить на них, заставляя делать для вас то, что вы должны делать для себя сами.
Заметьте: нередко мы подкрепляем проявления неудовлетворенности злостью, это дает нам ощущение эмоциональной разрядки.
Ремарка - манипуляция
Интонация – ВИНОВАТАЯ
Иллюзия – извинения и виноватый тон дают нам основания чувствовать, что обидчик исправил свою ошибку и инцендент исчерпан.
Реальный мотив – вина, это иллюзия исправления ошибки. Она позволяет нам чувствовать, что мы уже что-то предприняли, для того чтобы исправить ошибку, хотя в действительности мы не сделали ни одного шага в этом направлении. Извинение помогает человеку оправдаться в совершении ошибки и при этом освобождает от необходимости совершать какие-то действия, чтобы исправить свою ошибку. Чувство вины позволяет нам не задумываться, какой наш недостаток привел к ошибке.
Заметьте: психологи предлагают избегать извинений, используя вместо них компенсацию.
НЕ ИСКУПЛЕНИЕ («КУПИТЬ», А КОМПЕНСАЦИЯ («УРАВНОВЕСИТЬ»)
Интонация – ОБИЖЕННАЯ
Чувство, которое мы создаем – «Я чувствую себя обиженным, потому-что не получаю долгожданного отклика на свои действия».
Чувство, которое мы скрываем – чувство обиды маскирует наши эгоистические ожидания, которорыми продиктованы наши действия. Обида не дает нам осознать, что неудовлетворение, которое мы испытываем, когда не получаем от других людей ожидаемой реакции, вызвано не их недостатками, а глубинным знанием того, что мотивы наших действия в их адрес на самом деле не были бескорыстными.
Заметьте: мы думаем, что мы кормили рыбу, а на самом деле мы рыбачили.
Как я уже сказала, мы создаем чувства, которые помогают нам ощущать, что наша жизнь управляется скорее внешними силами, нежели нашим собственным выбором. Эти чувства заставляют нас верить в то, что у нас нет выбора относительно своего счастья. Я напомню вам, что выбор ВСЕГДА за вами.
Если вы хотите научится легче понимать моменты, когда вы создаете чувства, вместо того, что бы помочь себе лучше понимать себя – просто начните слушать интонации других людей. И через некоторое время вы сможете услышать свои собственные интонации.
Приемы для работы с интонациями:
- слушайте другого человека, что бы понимать, о чем на самом деле говорит его интонация;%
- отмечайте моменты, когда тон вашего голоса повышается, выдавая тем самым раздражение; это ключ к тому, что здесь есть что-то такое, чего я не хочу в себе видеть;
- отмечайте моменты, когда давите своим тоном на кого-то, как будто он дожен измениться, что бы вы были счастливы;
- сознательное возвращение спокойствия в ваши интонации позволяет вам понимать и принимать себя.